"Бородатый" анекдот становится былью

Почему в России растут цены на топливо и что с этим делать

"Бородатый" анекдот становится былью
Фото: Сергей Грачев

С середины августа на российском топливном рынке наметились несколько новых тенденций. Назовем главные из них – те, которые оказали особенно сильное влияние на тот коллапс, который мы сейчас наблюдаем.

По пути ажиотажного спроса

Прежде всего необходимо отметить, что во второй половине августа Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) начала тестировать новый механизм торгов – так называемый "аукцион открытия". "Аукцион может быть назначен по инициативе участников рынка, его проведение утверждается руководством биржи. Аукцион открытия – это разновидность дискретного аукциона. Цена аукциона открытия формируется специальным алгоритмом на основе поступивших заявок – агрегированного спроса и агрегированного предложения. Отличие аукциона открытия от двойного встречного аукциона, который проводится в ходе основной сессии, заключается в следующем: он более короткий, действует в течение 15 минут перед началом основных торгов", – отметили на бирже.

Внедрение данной процедуры привело к тому, что преимущество получили компании, которые используют недобросовестные практики в ходе организованных торгов. На аукционах и во время биржевой сессии теперь нет времени на размышление о том, дорого или дешево стоит товар, надо ли его покупать или лучше подождать. Все происходит очень стремительно и, по мнению широкого круга участников торгов, проблемой стала сама покупка. Либо тебе "повезло", и ты сумел стать счастливым обладателем ресурса, либо, что называется, "приходите завтра", а сегодня ты остался без товара.

По существу, многие игроки рынка остались без доступа к топливу. Такая ситуация приводит к тому, что генерируется спрос, которого, возможно, и не было бы в отсутствие ажиотажа и дефицита. Как следствие – каждая следующая торговая сессия проходит с повышением цены. Применение обычной стратегии, когда нефтяная компания удовлетворяет запросы на покупку, и каждый следующий вагон продается по более высокой цене, привело бы к тому, что цена на топливо могла бы за одну торговую сессию подняться на 5–10%. Но зато это сняло бы ажиотажный спрос, и рынок отрегулировал бы себя сам. Однако был выбран путь ежедневного, ползучего роста цены на половину процента. И, скорее всего, в итоге мы увидим повышение цен в оптовом секторе более чем на 20%.

Порадуемся за импортеров

К сожалению, сегодня непросто получить доступ к статистике по экспортным отгрузкам нефтепродуктов. Но мы можем видеть по радостным заголовкам в прессе, что Россия в августе стала лидером по поставкам топлива, например, в Бразилию, где мы в три раза превысили показатели США. Замечательная новость, но если углубиться в цифры, видишь занимательную арифметику. Россия поставила 920 тыс. т нефтепродуктов и выручила $672,8 млн, что составляет $732 за тонну. США отгрузили 311,3 тыс. т, а выручка при этом составила $281,2 млн, или $904 за тонну. Тройку лидеров по итогам августа замыкает Индия, из которой Бразилия импортировала 164,5 тыс. т нефтепродуктов на $155,2 млн, или $940 за тонну. Такая вот математика получается. Остается порадоваться за бразильских товаропроизводителей, которые получили дешевое топливо из России накануне посевной в Южном полушарии, и посетовать, что в России эти 920 тыс. т нефтепродуктов мы не получили. Это не говоря про серый экспорт, который у всех на слуху.

Государство обнародовало свои планы по введению института спецэкспортеров топлива. Обсуждается также возможность введения и более крутых мер – временного полного  запрета экспорта нефтепродуктов либо повышения экспортной пошлины на них до $250 за тонну. Но пока конкретных действий еще не предпринято.

Битва за топливо и урожай
Девальвация рубля и стремительный рост цен на сырье для нефтепереработки внутри страны, а также превосходная экспортная альтернатива привели к стремительному повышению цен на печное топливо. По существу, это то же самое дизельное топливо, но с более высоким, чем у Евро-5, содержанием серы. Оно производится, как правило, малыми и средними НПЗ, не входящими в вертикально интегрированные структуры. Цены на данный продукт у некоторых производителей перешагнули рубеж в 100 тыс. рублей за тонну. Такое топливо запрещено к реализации на АЗС, хотя имеют место отдельные случаи его продажи (но это уже криминальные истории).

Основными потребителями печного топлива являются дорожники, сельхозпроизводители и промышленные предприятия. По некоторым оценкам, спрос на данный продукт составляет порядка 1 млн т в месяц, и его присутствие на рынке автоматически снижало спрос на дизельное топливо стандарта Евро. Но теперь он почти полностью ушел на экспорт, и это привело к всплеску спроса на стандартный дизель и, соответственно, подстегнуло рост цен и спровоцировало появление дефицита во многих регионах страны.

Ситуацию усугубило то, что в конце лета – начале осени всегда наблюдается сезонный всплеск спроса на печное и дизельное топливо со стороны сельхозпроизводителей. Август–октябрь – время уборки, сушки и транспортировки урожая (тем более что в текущем году он в России опять рекордный). Также сельхозпроизводители должны провести сев озимых. К сожалению, данный спрос нельзя отложить на месяц или два. Урожай либо убран и сохранен, либо он потерян. Именно поэтому цены на дизельное топливо и его фракции перешагнули порог в 100 тыс. рублей за тонну. Покупатель, конечно, может не соглашаться с этой ценой, но тогда его урожай и грядущая прибыль будут потеряны.

Логистическая и рублевая ловушки

Еще одним негативным фактором, оказавшим влияние на рост цен, стало удлинение сроков отгрузки с НПЗ и, самое главное, очень существенные задержки грузов в пути на многих направлениях. Если раньше с этим сталкивались преимущественно потребители на Дальнем Востоке и в юго-западных регионах страны, то теперь коллапс с логистикой ощущается практически везде. Время в пути, к примеру, до Крыма, вместо плановых 10–15 суток составляет и 40, и даже 60 дней. Это приводит к тому, что топливо на местах заканчивается, и потребители вынуждены создавать большие запасы, чем обычно. Как следствие, спрос на бирже также растет, а значит, увеличивается и количество денег, которые необходимо задействовать для финансирования сделок. И тут накладывается следующий фактор – стоимость денег. ЦБ РФ в своей борьбе то ли с инфляцией, то ли с перегревом экономики существенно поднял ключевую ставку. Банки отреагировали немедленно и переложили это повышение на стоимость своих кредитов. В итоге получается замкнутый круг, и без того высокие цены на моторное топливо накручиваются еще больше. Конечные потребители уже ощущают такой рост, покупая топливо на АЗС. А скоро подорожание топлива приведет к скачку цен на товары в магазинах.

"Бородатый" анекдот превратился в быль: бензин подорожал, потому что подорожала транспортировка бензина из-за подорожания бензина.

Генерал Мороз и другие

Что может разорвать этот порочный круг и остановить рост цен на топливо в условиях дефицита? Стоит ли уповать на меры, принимаемые правительством, если пока во властных структурах даже нет согласия по поводу того, действительно ли существует проблема дорогого топлива или она придумана?

Можно надеяться на оперативное вмешательство Федеральной антимонопольной службы. Но, как правило, ее деятельность сводится к констатации уже свершившегося факта и к обещаниям провести расследование вместо системной работы по обустройству конкурентной среды. Скорее всего, России снова поможет "генерал Мороз". Сезон отпусков закончился, потребление бензина, росшее благодаря развитию внутреннего туризма, начнет сокращаться. Также окажет свое влияние окончание сельскохозяйственных работ. И только тогда мы увидим успокоение цен и выравнивание спроса.

Но из-за наложения многих факторов (во многом рукотворных) цены на топливо установят новые рекорды и пробьют новые потолки. И, как показывает опыт 30 лет "рыночной экономики", в России цены легко растут, но очень тяжело спускаются с достигнутых высот. Поэтому готовимся к перманентному дефициту на АЗС осенью 2023 года. Причем он может коснуться и тех сетей, которые принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям. А судьба независимых АЗС, обеспечивающих население топливом там, где ВИНКам работать неэффективно, еще более печальна. Их ждут большие объемы переписки с Федеральной антимонопольной службой, вызовы в следственные органы для дачи пояснений по поводу растущих цен. Им остается только торговать кофе, поскольку реализация топлива при нынешних оптовых котировках и условно контролируемых розничных ценах явно убыточна.

Также выходом являлся бы выпуск на рынок топлива из Росрезерва. Ведь эти запасы предназначены именно для стабилизации подобных ситуаций. В тех же США в случае, если наблюдается рост цен на АЗС, государство принимает незамедлительные меры для вывода на внутренний рынок дополнительных объемов горючего. Но у нас на это нет даже намека. Отечественные ведомства продолжают плодить запросы и требования, касающиеся предоставления информации об объемах и стоимости хранения, ценах закупки и продажи и т. д. Как будто поток директив и циркуляров способен насытить рынок…