Нехватка топлива в ряде регионов РФ происходит из-за перегруженности железной дороги

Нехватка топлива в ряде регионов РФ происходит из-за перегруженности железной дороги
Фото: Ермохин Сергей

Проблема дефицита топлива в отдельных регионах России в летний сезон традиционно поднимается в российском медиапространстве: на дефицит и высокие цены начинают жаловаться сельхозпроизводители, регионы и топливные союзы. Минэнерго при этом сохраняет спокойствие и пытается успокоить участников рынка и граждан, повторяя мантру, что ситуация находится под контролем, а запасов топлива достаточно для предотвращения дефицита.

Аналогичная ситуация происходит и в этом году. В очередной раз о нехватке топлива сообщила газета "Известия", которая старается не обходить стороной ни одну топливную тему. В этот раз статья вышла под заголовком: "АИ нет: в регионах заявляют о нехватке топлива на АЗС". В ней утверждалось, что в регионах России топлива не хватает как минимум на АЗС Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Рязанской и Новосибирской областях, а также в Калмыкии и Хабаровском крае.

В Минэнерго почти сразу отреагировали на материал комментарием, однако там вместо АЗС уже фигурировали сельхозпроизводители и дизель.

"Минэнерго России совместно с Минсельхозом России рассмотрены проблемные вопросы обеспечения топливом сельхозтоваропроизводителей на региональных нефтебазах. Некоторые сложности с ритмичностью поставок возникли на фоне высокой загруженности железной дороги в южном направлении в туристический сезон", – отметили в Минэнерго.

Пресс-служба заявила, что министерство договорилось с РЖД "по точечному решению проблемных вопросов, исходя из безусловного приоритета снабжения топливом аграриев в период уборки урожая и сева озимых зерновых культур". Однако, что именно это будут за меры, министерство не раскрыло.

В Минэнерго также довольно мягко, судя по формулировке, попросили нефтяников "изыскать возможности по сдерживанию мелкооптовых цен на дизельное топливо в сельскохозяйственных регионах страны". Как это поможет решить основную проблему дефицита, а именно перегруженность железнодорожных путей – пока не понятно.

В РЖД в свою очередь подтвердили наличие проблем с перевозкой топлива из-за перегруженности путей на южном направлении. По их данным, число скопившихся в некоторых терминалах юга цистерн в 10 раз превышает количество выгружаемых в сутки. "Это затрудняет ситуацию на станциях и сдерживает рост объемов перевозок", – отметили в компании.

Эксперт ИнфоТЭК, заместитель председателя правления ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев ранее говорил, что такого рода проблемы случаются чуть ли не каждый год. После завершения летнего отпускного сезона и уборки урожая о них постепенно забывают, и проблема рассасывается сама собой до следующего сезона. В этот раз ситуация более сложная, так как загрузка железнодорожных путей выросла, однако проблема "рассосется" и в этот раз: "каких-то дополнительных проблем в августе-сентябре ждать не нужно, потому что заканчивается сезон. К тому же вагоны периодически приходят", – говорил эксперт.

При этом такой подход не решит застарелых проблем в отрасли. Поэтому России нужно задуматься о строительстве продуктопроводов для ослабления нагрузки на ЖД-пути, публикации графиков ремонта НПЗ, а также о пересмотре ограничений для бензовозов, говорил Гусев.