Рубль подкачал

Снижение стоимости национальной валюты и политика Минфина – факторы роста цен на топливо

Рубль подкачал
Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

Июль отметился рекордами на оптовом биржевом рынке нефтепродуктов. Впервые за два последних года цена бензина в розничном сегменте догнала и по некоторым позициям обогнала инфляцию. Одновременно стоимость 95-го бензина стала достигать пиковых значений и приближаться к уровню 70 тыс. рублей за тонну. По 92-му бензину наблюдается схожая динамика, дизельное топливо пока отстает, и его реализация даже приносит прибыль АЗС.

Издержки регулирования

Стоимость сырья в июле также пошла в рост (см. рис. 1). Заявления Министерства финансов о корректировке фискальной политики в отношении нефтегазового сектора стали основным драйвером повышения цен на оптовом рынке. С учетом позиции Минэнерго фактически ответственным за рост стоимости энергоносителей на внутреннем рынке является Минфин, который своими действиями де-факто сводит к нулю инвестиционную привлекательность нефтяной отрасли и ускоряет отток капиталов из нее.

Рис 1.

Однако фискальная политика российских властей – не единственный фактор влияния на отрасль. Резкое снижение курса рубля также оказало значительное воздействие на стоимость нефтепродуктов. Внутренние цены продолжают считаться как альтернатива экспортным поставкам (причем самое удивительное – альтернатива поставкам на те рынки, куда мы не отправляем топливо) и в валютах недружественных государств. Такой подход продолжает сильно влиять на рынок, в том числе приводит к росту оптовых котировок.

Снижение курса рубля автоматически подняло экспортную альтернативу топлива. Стоимость нефти в рублях выросла до максимальных уровней за всю историю наблюдения. Для наполнения бюджета это хорошо, однако все отрасли вынуждены изменять стоимость своих товаров – либо из-за подорожания импортных компонентов, либо из-за роста привлекательности экспорта. В итоге складывается странная ситуация – вроде бы поступления в рублях в бюджет увеличиваются, но большая часть товаров дорожает.

Розница растет вслед за оптом

Стоимость дизельного топлива и бензина в европейских странах медленно, но растет (см. рис. 2). А их цена, выраженная в рублях, выросла на 20%. Так, 95-й бензин достиг 180 рублей за литр. Это повышает привлекательность экспорта, причем не только в Европу, куда прямые поставки отсутствуют, но и в восточном направлении. Повышение привлекательности экспорта и снижение курса рубля активизировали поставки топлива с нефтебаз в России, что оказало дополнительную поддержку росту оптового рынка. Министерство энергетики разрабатывает меры по регламентации либо запрещению экспорта нефтепродуктов для компаний, не являющихся их производителями. Но пока непонятно, как это скажется в целом на поступлениях в бюджет и на уровне конкуренции на данном рынке.

 

Рис 2.

Розничные цены в среднем за месяц поднялись на один рубль за литр (см. рис. 3, 4). Таких темпов роста не наблюдалось с 2021 года. Долгий период относительно низких биржевых цен и умеренного спроса позволял собственникам АЗС получать достаточную маржинальность и для поддержки бизнеса, и для закрытия убытков предыдущих периодов. Однако с начала года оптовый рынок начал устанавливать все новые и новые ценовые рекорды по бензину, такая же тенденция наблюдается и по дизелю. Сократившаяся до нуля маржинальность продаж топлива на АЗС (а по 95-му бензину она в некоторых случаях и отрицательная) привела к заметному для населения росту цен на горючее.

Рис. 3. 

Рис. 4. 

Системные проблемы роста цен мы рассматривали ранее. Ограничение динамики увеличения стоимости бензина и дизеля на АЗС на уровне официальной инфляции, к сожалению, ведет к отсутствию инвестиций в отрасль и высокой вероятности прекращения работы многих независимых АЗС. При этом профильные регуляторы не рассматривают альтернативные виды топлива (метан) как основное "бюджетное" горючее. Имеет смысл пересмотреть политику таргетирования всех основных нефтепродуктов, иначе программы по переводу транспорта на метан так и останутся непривлекательными. За рубежом подобный опыт уже имеется. Так, в Казахстане таргетируется стоимость только дизеля и 92-го бензина, а 95-й продается по рыночным ценам.