К "зеленому" реализму

Компании постепенно осознают необходимость более взвешенного подхода к формированию своих климатических целей

К "зеленому" реализму
Фото: www.shutterstock.com

Компании устанавливают климатические цели под давлением акционеров, инвесторов и общественности. Давление усиливается: требуется не только повышать климатические амбиции, но и обосновывать их. Текущий результат – рост количества целей при снижении доступности информации о них – едва ли является оптимальным и диктует необходимость в более взвешенных и реалистичных подходах.

Вижу цель, не вижу препятствий

Компании в современном мире испытывают едва ли не большее давление в области установления климатических целей, чем страны. Особенно транснациональные нефтегазовые и горнодобывающие корпорации, чья продукция связана со значительными выбросами парниковых газов.

Появляется все больше баз данных о различных аспектах изменения климата, в том числе по усилиям компаний в данной сфере. Это стремление к большей прозрачности поддерживается в корпоративном секторе путем усиления требований со стороны национальных регуляторов по раскрытию информации о выбросах парниковых газов и климатических целях (как части нефинансовой отчетности).

В базе данных NetZeroTracker содержится информация по более чем 2000 крупнейших публичных компаний мира, из которых 47% установили цели по достижению углеродной нейтральности. А вот среди 114 нефтегазовых и горнодобывающих компаний, фигурирующих в данной базе, такие цели есть уже у 70%.

Определив климатические цели, компании активно используют их при продвижении своей продукции. Вернее, использовали, так как 2020-е годы поставили вопрос не только о наличии, но и о достоверности этих целей. При этом крупнейшие компании при установлении климатических целей ориентируются на признанные мировые стандарты, как например Международная инициатива научно обоснованных целей (Science Based Targets initiative, SBTi).

 Гринхашинг на смену гринвошингу

Декларация компаниями приверженности климатическим и экологическим целям, не подкрепленная действиями, получила специальное название – гринвошинг. Сюда же можно отнести рекламу, заявляющую без особых на то оснований о "зеленых" свойствах товаров и услуг. Для противодействия гринвошингу разрабатывается специальное регулирование: например, ЕС ведет работу над соответствующими критериями. В частности, исследование Еврокомиссии от 2020 года показало, что 53% рассмотренных заявлений об экологичности были вводящими в заблуждение или необоснованными.

Показательна и смена тенденций в корпоративных климатических исках. Согласно отчету Grantham Research Institute и CCCEP (от июня 2023 года), иски против гринвошинга в последние несколько лет продемонстрировали взрывной рост. Если до 2020 года ежегодное количество таких исков против компаний было менее 10, то в 2021–2022 годах оно превысило 25. В основном истцы ставят под сомнение достоверность корпоративных климатических целей, особенно если они не подкреплены адекватными планами по их достижению. В качестве примера можно привести иск против австралийской горнодобывающей компании Glencore за увеличение добычи угля, что посчитали несовместимым с ее обязательствами по достижению чистых нулевых выбросов. Исковое давление на компании по установлению целей также продолжается, но их наличие, очевидно, уже не является единственным требованием.

Ситуация в нефтегазовой отрасли даже сложнее. SBTi в 2022 году приостановила подтверждение климатических обязательств от производителей ископаемого топлива, считая такую задачу затруднительной и связанной с репутационными рисками. SBTi и сама столкнулась с жалобами на качество управления и потенциальные конфликты интереса, так как взимает за подтверждения достаточно большую плату. Тем не менее работа по созданию методологии по постановке научно обоснованных целей для снижения выбросов парниковых газов в отрасли продолжается.

В Великобритании в июне 2023 года регулятор рекламного рынка запретил трем нефтегазовым компаниям – Shell, Repsol и Petronas – размещать рекламу об использовании экологически чистой энергии. Он постановил, что такая реклама вне общего контекста может формировать неверное представление о деятельности компаний.

Реакцией корпоративного сектора на такое положение дел стал гринхашинг – замалчивание своих климатических целей. Отчет South Pole от 2022 года о достижении чистых нулевых выбросов на основе опроса 1200 компаний в 12 странах показал, что несмотря на наличие научно обоснованных целей четверть опрошенных не планируют раскрывать их. В South Pole заключили, что компании "зеленеют, а потом уходят в тень".

Можно обнаружить и более радикальную реакцию на климатическое давление, оказываемое на нефтегазовую отрасль: американский штат Техас в 2021 году принял закон против ESG. Он обязал государственные пенсионные фонды отказаться от акций финансовых групп, бойкотирующих нефтегазовую отрасль. В республиканских штатах США продолжает разворачиваться кампания против ESG, но на глобальную тенденцию претендует все же гринхашинг.

Так постепенно приходит понимание необходимости более взвешенного и реалистичного подхода к формированию корпоративных климатических целей. Целей, которые можно аргументированно раскрывать, а не рекламировать. Целей, которые будут создавать новые возможности для развития компаний, а не подрывать их устойчивость.