Жаркие недели климатических споров

Россия должна стать одним из самых ярких участников конференции СОР28

Жаркие недели климатических споров
Фото: bycs.org

30 ноября в Дубае стартует 28-я Конференция ООН по изменению климата (COP28). То, что ее участников ждут довольно жаркие две недели переговоров, очевидно было уже на подходах к конференции: по ряду треков споры начались за несколько месяцев до саммита.

Россия в нынешнем году, очевидно, намерена выступить на COP "во весь голос". Об этом говорит полноценное возобновление работы российского павильона (оператором которого выступает Росгидромет) после паузы, взятой на COP27 в Египте.

За 12 дней (7 декабря – выходной в российском павильоне) представители РФ намерены провести больше 50 сессий, пять презентаций, а также заседание комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию.

Круговорот углеродных единиц

С точки зрения тематического наполнения обширнее всего в программе РФ на COP28 представлен блок, посвященный потенциалу реализации российских климатических проектов. Это ожидаемо, учитывая амбиции крупных отечественных компаний в этой области, активные действия России по организации системы обращения углеродных единиц (УЕ), а также сложности с реализацией офсетов (то же самое, что УЕ) из РФ на зарубежных рынках.

За последние два года Россия выстроила – и на нормативном, и на технологическом уровнях – национальную систему выпуска углеродных единиц по результатам реализации проектов сокращения выбросов парниковых газов (ПГ). Сформирован институт валидации и верификации ПГ, запущен реестр и обкатана на пилотной сделке схема обращения углеродных единиц.

На данный момент в реестре углеродных единиц зарегистрировано восемь климатических проектов с общим объемом эмиссии 52,4 млн углеродных единиц. Ранее ИнфоТЭК подсчитал, что в ближайшие годы отечественные компании могут реализовать и верифицировать еще порядка 14 проектов. При этом на российском рынке пока нет спроса на УЕ, и его появление не просматривается по меньшей мере до момента подведения итогов первого года действия "Сахалинского эксперимента". Вместе с тем зарубежные рынки доступны российским эмитентам УЕ в очень ограниченном формате: отдельным компаниям удается реализовывать свои углеродные офсеты на нишевых площадках, однако крупнейшие международные реестры вроде Verra, Gold Standard и Global Carbon Council не регистрируют верифицированные по международным стандартам климатические проекты из России, предположительно – по политическим причинам.

Существенная доля повестки российских мероприятий на COP28 посвящена темам международного сотрудничества, в частности в рамках БРИКС. Именно последняя деталь дает понять, что речь будет идти не только о недопустимости санкций в части доступа к передовым низкоуглеродным технологиям (хотя и об этом, конечно, тоже), но и о возможностях формирования международной инфраструктуры для взаимного признания, совместного учета и использования УЕ.

В сентябре Сбербанк выступил с инициативой создать единую платформу управления углеродными балансами, общий реестр климатических проектов, а также рейтинговое агентство стран БРИКС. РСПП направляло аналогичное предложение в Минэкономразвития РФ, отмечая, что исполнительные органы общего реестра углеродных единиц БРИКС+ "могут и должны базироваться в России".

Кроме того, ранее РФ уже выступала с похожей инициативой в отношении стран Евразийского экономического союза: о создании единого добровольного рынка углеродных единиц с общими стандартами, системой верификации и взаимным признанием. Очевидно, что наша страна имеет большие амбиции в этой части.

В целом международная торговля углеродными единицами имеет все шансы стать одной из основных тем COP28.

"Вокруг этого сейчас идет основная дискуссия в кулуарах, в подготовке к COP. И кажется, что центровой фигурой во всем этом будет, так или иначе, ООН: планируется создание реестра, кто-то должен осуществлять клиринговую функцию и подтверждать транзакции, тем самым избегая двойного счета. ООН как раз сейчас берет на себя эту функцию, и, скорее всего, на 28-й конференции будут анонсы того, как это будет работать: как будет работать реестр ооновский, как он будет взаимодействовать с национальными реестрами", – заявил в октябре журналистам один из участников климатического саммита, руководитель по консалтингу Аналитического центра ТЭК (АЦ ТЭК) Денис Дерюшкин.

Споры о донорстве

Главный прорыв COP27 – создание Фонда (возмещения) потерь и ущерба – может стать яблоком раздора для участников СОР28. В этом году необходимо решить вопросы структуры и модели функционирования фонда, вокруг которых немало разногласий. В частности, спецпредставитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев после посещения подготовительной конференции в ОАЭ отметил, что развитые страны предлагают доверить управление фондом Всемирному банку, а развивающиеся хотят отдельный секретариат, который будет обслуживать отдельное юрлицо.

У России в отношении этого фонда может появиться дополнительный квест. Дело в том, что согласие ЕС на создание фонда было получено при условии, что база доноров будет расширена за счет крупных экономик, статус развивающихся стран (по классификации РКИК ООН от 1992 года) которых заслуживает пересмотра. Речь идет прежде всего о Китае (крупнейшем после США источнике выбросов и второй по величине экономике мира), Саудовской Аравии и России (получающих основные доходы от добычи ископаемого топлива).

Замглавы Минэкономразвития РФ Илья Торосов по итогам прошлогодней конференции сообщил, что пересмотр статуса этих стран отложен на 2023 год, и подчеркнул, что российская сторона намерена действовать "согласно тому статусу, который есть сейчас".

Низкоуглеродные источники

Традиционно важное место в российской повестке занимает недискриминационное отношение к различным энергоресурсам, в том числе к ископаемому топливу. А как известно, последнее на протяжении многих лет является главным камнем преткновения в работе над финальными коммюнике конференций ООН по климату.

В прошлом году некоторые страны настаивали на приоритетном статусе возобновляемых источников энергии, РФ добилась упоминания в итоговом протоколе конференции низкоуглеродных источников в целом. По словам Ильи Торосова, под ними Россия подразумевает атом, водород и газ. "В вопросе с атомом мы еще в Глазго (на COP26 в 2021 году) сильно продвинулись, он уже фигурирует как "зеленый". Но до конца все еще не закрыт вопрос, то есть отстаивать атом еще будем", – сказал он в интервью по итогам египетской конференции. Предсказуемо и традиционно в программе российского павильона COP28 темам атомной энергетики отведен целый день.

Что касается "гонимых" нефти, газа и угля, то Россия на этапе подготовки к 28-й конференции в очередной раз заявила о неизменности своей позиции. В документе, направленном в ООН в рамках "глобального подведения итогов", РФ выступила против фиксации на уровне международных документов обязательств поэтапного отказа от каких-либо энергоресурсов или ископаемого топлива.

Климат в миниатюре

И тем не менее, несмотря на все вышесказанное, участники официальной делегации России отмечают, что основным днем работы российского павильона станет 10 декабря. В этот день будут обсуждаться вопросы мониторинга парниковых газов и прогнозирования климата.

В 2022 году Правительство РФ утвердило проект по созданию национальной системы мониторинга климатически активных веществ, включающей подсистемы наблюдения за Мировым океаном, вечной мерзлотой, процессами опустынивания и за климатическим обслуживанием городов. Предполагается, что в условиях политизированности климатической повестки такая система обеспечит страну независимыми прогнозами и информацией, важными для принятия управленческих решений в области ограничения выбросов ПГ и адаптации российской экономики к глобальным изменениям климата.

В перспективе такая система может дать ответы и, возможно, новые аргументы в спорах относительно антропогенного вклада в глобальное потепление, поглощающей способности лесов и других экосистем, а также об эффективности различных технологий декарбонизации. Очевидно, что необходимо сформировать у мировой общественности кредит доверия к ней.

Программа российских мероприятий, безусловно, не ограничивается указанными треками. Немало внимания в ней уделено вопросам "зеленого" и "переходного" финансирования, ESG-политике бизнеса, справедливости и сбалансированности энергоперехода, энергетической и продовольственной безопасности в условиях изменения климата. Чуть меньше представлены, но все же присутствуют темы сохранения биоразнообразия, управления водными ресурсами и влияния глобализации на жизнь коренных народов.

Однако при всей насыщенности традиционной двухнедельной программы – как российской, так и всей СOP28 – на деле конференция, скорее всего, окажется еще более "плотной" и затянутой. "Ни один COP никогда не заканчивался вовремя. Всегда группа экспертов остается уже за горизонтом тех положенных двух недель, в которые ведутся переговоры. И я уверен: этот раз не будет исключением", – убежден представитель АЦ ТЭК Денис Дерюшкин.