"Транснефть" отгрузила пробную партию нефти по железной дороге через Козьмино

"Транснефть" отгрузила пробную партию нефти по железной дороге через Козьмино
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Российские нефтяные компании готовятся к вступлению в силу нефтяного эмбарго Евросоюза и ищут способы увеличения транспортировки нефти в восточном направлении в условиях полной загрузки трубопроводной инфраструктуры. Один из таких вариантов — отгрузка нефти по железной дороге через дальневосточный порт Козьмино. После ввода в 2015 году второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО-2) такой способ транспортировки нефти фактически сошел на нет, но в условиях новых вызовов снова становится актуальным. Тем более что с учетом роста поставок в Азию система ВСТО работает на максимальной мощности.

По данным Argus, структура "Транснефти" 25 сентября отгрузила пробную партию нефти объемом 4,4 тыс. тонн, принадлежащей "Газпром нефти", со станции Зуй в Иркутской области в направлении порта Козьмино. До морского терминала партия дошла 3 октября.

Сейчас восточное направление железной дороги также испытывает колоссальные нагрузки, российским угольщикам, для которых это основной канал отправки своей продукции на экспорт, уже пришлось потесниться в пользу наиболее маржинальных грузов.

Тем не менее, управляющий партнер компании "Инфра Проекты" Алексей Безбородов считает, что при правильной диспетчеризации по железной дороги в этом направлении можно перевозить 5-6 млн т нефти в год. Эксперты Argus оценивают этот объем в 7 млн тонн в год.

Отгрузка нефти будет преимущественно осуществляться через порт Козьмино, отметил Безбородов ИнфоТЭК. В других дальневосточных портах — Ванино, Владивосток — фактически нет для этого мощностей.

Газета "Коммерсантъ" отмечает, что транспортировка нефти по трубе значительно дешевле, чем по железной дороге, именно поэтому интерес к перевозке нефти в цистернах на восток с 2016 года угас. Однако нефтяное эмбарго Евросоюза существенно увеличит для российских нефтекомпаний стоимость фрахта танкеров и страхования грузов, поэтому для предназначенных Китаю объемов нефти транспортировка по железной дороге может оказаться выгоднее.