Минфин готов пожертвовать частью нефтегазовых сверхдоходов
Правительство РФ готово направить часть нефтегазовых сверхдоходов за 2022 год на закупку иностранной валюты, заявил в среду министр финансов Антон Силуанов в ходе съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.
По его словам, сверхдоходы от нефтегазового сектора будут направляться на валютные интервенции, чтобы повлиять на курс рубля.
При этом Силуанов подчеркнул, что некоторые валюты на сегодняшний день стали токсичными и Минфин больше не может их приобретать в рамках бюджетного правила. Но, по словам министра, средства могут быть направлены на покупку валюты дружественных стран.
"И через валюту дружественных стран, через кросс-курсы к доллару и евро, можно будет регулировать и стоимость доллара и евро к рублю через такое соотношение", — сказал Силуанов.
Действие бюджетного правила, по которому Минфин закупал валюту и золото для Фонда национального благосостояния, было приостановлено в начале марта. Новое бюджетное правило пока не утверждено. По словам главы Минфина, министерство рассмотрит механизмы, влияющие на курс рубля, на следующей неделе. Однако против предложения Минфина уже выступило Минэкономразвития.
"Минфин сейчас предлагает конструкцию бюджетного правила, которая заключается в том, что мы сокращаем расходы и, соответственно, с этими деньгами выходим на валютный рынок, предъявляем спрос на валюту и тем самым повышаем курс. С нашей точки зрения, мы пока не видим в этом предложении решения текущей ситуации", — сказал глава МЭР Максим Решетников на том же съезде РСПП.
По словам Решетникова, избыток валюты на рынке сейчас такой, что не удастся сократить бюджетные расходы (именно из них будут частично изыматься сверхдоходы от нефтегазового сектора – ред.) в такой степени, чтобы стабилизировать курс рубля дополнительным спросом. Напротив, в условиях недостатка спроса сокращение бюджетных расходов может лишь ухудшить ситуацию, предупредил Решетников.
Центробанк, напротив, поддержал возвращение бюджетного правила. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что, хотя бюджетное правило и, соответственно, сокращение бюджетных расходов многим не нравится, это один из инструментов, который стабилизирует реальный эффективный курс. Но в чем именно должны осуществляться накопления по новому бюджетному правилу, по словам Набиуллиной, еще предстоит решить.
Инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов отмечает, что укрепление рубля, произошедшее вслед за приостановкой действия бюджетного правила, уже сильно ударило по экспортерам и по доходам бюджета (так как экспортные контракты номинируются в иностранной валюте, а затраты экспортеры несут в рублях, и в рублях же выплачивают налоги – ред.).
"Правительство ранее обозначило оптимальный курс — 70-80 рублей за доллар, об этом заявлял вице-премьер РФ Андрей Белоусов, — напоминает Суверов. — Однако все механизмы стабилизации курса, кроме валютных интервенций, уже себя исчерпали. Но, по нашим оценкам, для эффективной стабилизации нужно закупать валюту ежемесячно на сумму, эквивалентную $10 млрд (на практике приобретаться могут и юани, и рупии, и турецкие лиры). А, учитывая, что бюджет в 2022 году складывается дефицитный, пока непонятно, какие будут источники финансирования этих закупок".