Фаллико: доля доллара в расчетах может снижаться, но отказа не будет

Фаллико: доля доллара в расчетах может снижаться, но отказа не будет

Доля доллара в международных расчетах может переживать взлеты и падения, но полного отказа от него не будет, считает президент ассоциации «Познаем Евразию» Антонио Фаллико.

Выступая на Веронском евразийском экономическом форуме Фаллико отметил, что некоторые страны, ставшие объектом американских санкций, «обвиняют США в том, что их национальная валюта используется в качестве геоэкономического оружия, лишая ее прежней безопасности и надежности».

«Но означает ли это, что мир откажется от использования доллара? Конечно же, нет. Доллар был, есть и еще долго будет оставаться основным средством международных расчетов, даже если его доля будет продолжать снижаться, переживая взлеты и падения, как это происходит сейчас. Возможно, мы увидим ускорение сроков этой объективной тенденции», — сказал Фаллико.

В то же время он выразил сомнения, что эта тенденция приведет к резкому росту спроса «на альтернативное средство международных платежей, в частности на юань или гипотетическую валюту БРИКС».

«Скорее, речь идет о развитии различных форм и механизмов платежей: диверсифицированном использовании валют, удобных и безопасных платежных методов и систем, среди которых доллар по-прежнему будет оставаться лидером.
Динамическое равновесие предполагает, что точка равновесия существует, но она не статична, а находится в вечном движении», — отметил Фаллико.

По его словам, сейчас актуальным становится вопрос: влияет ли экономика и экономические интересы на политику, или же политика диктует ход событий?

«Идея Маркса о приоритете экономической структуры над политической надстройкой, пусть и в сложной диалектической взаимосвязи, общепризнанна и стала почти аксиомой. Но те кабальные политические меры для своих экономик, которые включаются в многочисленные неэффективные пакеты санкций, о чем я уже говорил, на первый взгляд, ставят под сомнение доминирование экономической структуры», — отметил Фаллико.

Он считает, что эти политические решения продиктованы «экономическими интересами стран-гегемонов, протагонистов мировой экономики и политики, стремящихся как ослабить и унизить экономику стран-геополитических противников», так и подавить коммерческую конкуренцию своих союзников, подчинив их экономику и национальные интересы своим экономическим и политическим интересам. «Это деструктивная экономическая логика, зачастую идеологически и политически оправдываемая благородными социальными и гуманитарными причинами», — сказал он.

Россия после ужесточения западных санкций начала переводить расчеты за энергоресурсы в национальные валюты, в частности, такие сделки проводятся с Китаем, Индией и другими партнерами. Многие иностранные государства также пытаются следовать этому пути. В августе 2023 года Indian Oil Corp. впервые произвела оплату Национальной нефтяной компании Абу-Даби (ADNOC) за нефть в рупиях.

Эксперт ИнфоТЭК, доцент финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов ранее отмечал, что процесс  дедолларизации мировой торговли энергоресурсами – не одномоментный. Международная система расчетов в нефтегазовом комплексе выстраивалась десятилетиями и обрастала множеством инструментов финансовой инфраструктуры, включая биржи, ценовые агентства, международную систему расчетов и т. д. и т. п.

«Поэтому переход на юани или рупии подразумевает не просто замену в договорах названия одной валюты на другую, а создание новой финансовой инфраструктуры. То есть для ближневосточных монархий переход на юани – это вопрос не столько стратегии (стратегические преимущества юаня очевидны), сколько тактики, перестройки повседневной практики операционной деятельности. А учитывая традиционный «восточный консерватизм», это дело небыстрое», – отмечал он.

Андрианов отмечал, что роль юаня стремительно растет и в российско-китайских экономических соглашениях. «На очереди – Иран и другие страны. И после того как будут отработаны системы взаиморасчетов в юанях, думается, китайская валюта станет «простой и понятной» и для стран ОПЕК+», – считает эксперт.