Британская BP не в силах отказаться от доли в "Роснефти"
Британская ВР сохраняет участие в российских активах, в том числе 19,75% пакет акций "Роснефти" — крупнейшей в РФ нефтяной компании.
В финансовом отчете британской компании, опубликованном 2 августа, говорится, что контрсанкции со стороны Москвы не позволяют ВР отказаться от доли в "Роснефти": компания не может осуществить продажу акций "Роснефти" на Московской бирже и оценить вероятность какого-либо сценария выхода из актива.
Британская ВР была в числе первых, кто заявил о намерении выйти из российских активов, несмотря на на то, что российский бизнес принес ей $36 млрд (с учетом дивидендов за 2021г) доходов с 2003 года при лишь $10 млрд суммарных инвестиций.
В отчетности за первый квартал 2022г компания отразила обесценение от российских активов еще в отчете за первый квартал 2022 года в сумме $25,5 млрд до налогообложения, доведя их балансовую стоимость до нуля.
При этом другим западным мейджорам сделать это все же удалось: норвежская Equinor заявила о решении выйти из активов в РФ лишь на день позже BP (28 февраля), и спустя менее чем 3 месяца (25 мая) подтвердила выход из всех активов в России. Исходя из отчетности компании, можно сделать вывод, что активы были переданы практически безвозмездно. Англо-голландская Shell сумела выйти из проектов в России менее чем за 3 месяца ("Гыдан Энерджи" и "Шелл Нефть").Однако, несмотря на публичные заявления о разрыве партнерства с "Роснефтью", ВР до сих пор не инициировала никаких процедур по выходу ни из капитала самой "Роснефти", ни из состава акционеров совместных предприятий.
Французской TotalEnergies потребовалось около 4 месяцев, чтобы приступить к выходу из Харьягинского СРП. Ее доля в проекте в размере 20% по поручению премьер-министра РФ Михаила Мишустина будет передана "Зарубежнефти".
По аналогии с Equinor, TotalEnergies и Shell передавали свои доли в российских активах фактически безвозмездно. Суммы сделок не раскрывались, однако компании в финансовых отчетах используют слово transferred — "передала/перевела" вместо "продала").
Глава "Роснефти" Игорь Сечин еще в июне, выступая на ПМЭФ-2022, отмечал, что действия компании BP "говорят скорее о желании остаться действующим участником компании "Роснефть" и переждать невыгодную геополитическую ситуацию без реальных потерь".
Впрочем, BP – не единственная западная нефтегазовая компания, заявления которой не подтверждаются действиями. 1 марта о решении выйти из российских активов также заявила американская Exxon, однако на сегодняшний день компания также не предприняла никаких шагов по выходу из проекта "Сахалин-1".
Как и ВР, Exxon отразил в своих финансовых отчетах обесценение от российских активов: в отчетности за первый квартал 2022г доля в "Сахалин-1" обесценена на $4,6 млрд (до налогообложения). Отчетность за второй квартал 2022 г. не содержит информации о выходе из проекта.