Угольный ренессанс на мировом рынке
Сможет ли Россия переориентировать поставки угля на страны АТР?
Пока весь прошлый год мировое сообщество с большим рвением обсуждало климатическую повестку и необходимость постепенного отказа от неэкологичного угля, погодные перипетии вкупе с ростом напряженности на геополитической арене сыграли с потребителями злую шутку. Холодная зима незаметно сменилась аномально жарким летом, усугубив энергетический кризис. Сегодня все больше стран вынуждены временно пересматривать свое в еще не давнем прошлом негативное отношение к углю как к источнику генерации электроэнергии.
Снова на сцене
При ценах на газ в диапазоне $1000–1500 за 1 тыс. кубометров уголь даже при котировках в $300–400 за тонну (сейчас он торгуется по верхней границе) остается востребованным продуктом (см. рис. 1).
Готовясь к отопительному сезону, одни страны выстраивают новые цепочки поставок, в то время как другие наращивают собственную добычу. Евросоюз недавно принял решение готовиться к тому, чтобы впервые провести зиму без российского газа, что может способствовать продлению сроков работы угольных электростанций. К слову, в первом полугодии их доля в структуре генерации в регионе стала самой высокой за три года (16%).
Но парадокс в том, что страны ЕС запланировали в начале августа отказаться от импорта угля из России, чья доля в поставках в этот регион в прошлом году составляла 52%. А учитывая хрупкое состояние цепочек поставок, найти быструю замену российскому углю будет довольно сложно. Существенно нарастить собственную добычу ЕС также будет проблематично, хотя попытки предпринимаются. Даже Польша, крупнейший европейский производитель угля (55 млн т в 2021 году, или 96% по всему региону), вынуждена до конца октября найти поставщика 4,5 млн т угля, чтобы обеспечить домохозяйства электроэнергией.
Неудивительно, что в предоставленный покупателям переходный период (апрель – август) наблюдалось наращивание поставок из России, чтобы создать запасы и снизить дальнейшие затраты. По данным Евростата, в мае ЕС импортировал около 4,7 млн т российского угля, что на 78% больше, чем в апреле, и на 18% выше показателя за аналогичный период 2021 года.
Замена может прийти из Австралии, ЮАР, Индонезии, США и Колумбии, но они исторически ориентировались на АТР, что может вызвать рост конкуренции, отражающийся на ценах.
Азия просит угля
Китай, хоть и увеличил добычу угля в первой половине этого года на 11% г/г, до 2,2 млрд т, но тоже может столкнуться с необходимостью наращивания импорта из-за снижения качества добытого сырья, роста энергопотребления из-за аномальной жары (как и во многих других странах) и опасений по поводу возможного сокращения объемов поставок от ключевых партнеров (из-за наращивания поставок в ЕС). На этом фоне уже появляется информация о возможной отмене запрета на импорт австралийского сырья (см. рис. 2).
Сложная ситуация складывается и в Индии, где запасы угля на тепловых электростанциях еще в апреле достигли критических отметок (более 100 тепловых электростанций имели менее 25% требуемого запаса угля, а более 50 станций – менее 10%), несмотря на увеличение добычи за шесть месяцев на 15% г/г, до 460,4 млн т (см. рис. 3).Положительным моментом для стран, которые не вводили ограничения на российское сырье, является возможность его приобретения с дисконтом. Индия уже увеличила оптовые закупки российского энергетического угля, его стоимость на 25–30% ниже мировых индикаторов из-за скидок, предлагаемых российскими производителями. А по некоторым оценкам июньский импорт станет рекордным за семь с половиной лет наблюдений.
Китай тоже наращивает импорт российского угля – с марта по апрель он составил 4,42 млн т (почти в два раза выше, чем за аналогичный период прошлого года). В результате Россия стала вторым по величине поставщиком угля в Китай с долей в 19%.
Однако трансформация рынка связана с логистическими сложностями. При переориентации России на Восток расстояние доставки грузов увеличится почти в три раза (по оценкам "Русской стали", с 2300 до 7900 км). Но даже не это настораживает, а узкие места в железнодорожной инфраструктуре и балкерном флоте. Активно обсуждаются решения в виде расширения БАМа и железных дорог в Хабаровском крае для увеличения отгрузки в порту Ванино, а также создание дополнительного балкерного флота и увеличение пропускной способности сухопутных погранпереходов с Китаем. Однако это произойдет однозначно не в нынешнем году. Поэтому, по оценкам Минэнерго России, экспорт угля из РФ может просесть на 30%.
В перспективе перераспределение глобальных экспортных потоков по углю произойдет, но транспортные издержки будут сказываться на маржинальности экспортеров.