Под знаком лития

Каковы перспективы развития рынка литий-ионных батарей и электромобилей в России и мире?

Под знаком лития
Фото: Известия/Дмитрий Коротаев

В последние годы литий-ионные аккумуляторы (LIB) стали основными технологическими элементами как в системах электропитания для электромобилей, так и в стационарных системах накопления энергии. Рынок LIB стал активно развиваться с 2020 года, когда одной из мировых тенденций стало ускорение перехода ведущих экономик к нулевому уровню выбросов.

Из-за резкого роста объемов выпуска электромобилей страны-производители столкнулись с дефицитом лития как ключевого сырьевого компонента для изготовления аккумуляторов. В 2022 году лидерами по объему добычи лития были Австралия и Чили: суммарно эти страны произвели порядка 100 тыс. т лития при текущих запасах более 15 млн т. Объем добычи в Китае составил 39 тыс. т. На текущий момент на производство аккумуляторов уходит 74% от общего объема добычи лития.

Одним из важных проектов в среднесрочной перспективе станет разработка месторождений лития в крупнейшем по объему запасов регионе – Боливии. Контракт, заключенный с китайской компанией China Molybdenum ("дочка" CATL), позволит покрыть растущий спрос на аккумуляторы со стороны автопроизводителей.

 Первый раунд повышения цен

Ввиду ограничений в цепочке поставок сырья и медленного наращивания производственных мощностей 2022 год стал переломным для рынка LIB. С 2010 года стоимость аккумуляторов ежегодно снижалась, однако в 2022 году рост цен на сырье и компоненты стал причиной повышения средневзвешенной стоимости батарей на 7%, до $151 за 1 кВт·ч (в 2021 году данный показатель составлял $141 за 1 кВт·ч). Рост цен сдерживался активным внедрением более дешевых литий-железо-фосфатных аккумуляторов (LFP).

В региональном разрезе наиболее низкая стоимость литий-ионных батарей в 2022 году фиксировалась в Китае – $127 за 1 кВт·ч; в США и Европе цены были значительно выше (на 24% и 33% соответственно), что объясняется относительной незрелостью этих рынков, высокими производственными затратами, а также значительной долей импорта.

Согласно прогнозам, стоимость батарей в 2023 году будет чуть выше уровня предыдущего года ($152 за 1 кВт·ч), а минимальное значение (менее $100 за 1 кВт·ч) будет достигнуто только в 2026 году (ранее оно прогнозировалось на 2024 год).

На фоне роста цен на металлы для аккумуляторов автопроизводители начали использовать более агрессивную политику хеджирования валютных рисков, в том числе увеличили прямые инвестиции в реализацию проектов по добыче и переработке сырья.

 Рост мощностей и производства

По состоянию на 2022 год суммарные мировые мощности по выпуску литий-ионных батарей составляли 1 163 ГВт·ч, что выше показателя 2021 года на 65%. Традиционно лидером в данной сфере является Китай с долей в 77%. На территории КНР расположены 10 крупнейших в мире производств аккумуляторов. Доминирование Китая также определяется высоким уровнем вертикальной интеграции в области производства электромобилей – от добычи металлов до конечной сборки.

Второе и третье место делят Польша и США (по 6%), каждая из которых располагает лишь одной десятой от китайских мощностей.

Согласно прогнозам, в ближайшие пять лет Китай сохранит свое лидерство, хотя его доля несколько сократится. Ожидается, что мировые мощности вырастут в пять раз и достигнут примерно 8 945 ГВт·ч, при этом на Китай будет приходиться 69% от данного объема. США и Германия нарастят свои мощности в 10 раз, что позволит им войти в тройку лидеров.

Мировой объем производства LIB в 2022 году достиг 660–700 ГВт·ч (в 2021 году – 476 ГВт·ч). При этом основным сегментом их потребления стали электромобили – 518 ГВт·ч (+72%). Китайские производители аккумуляторов для электрокаров продемонстрировали взрывной рост. Так, лидер рынка CATL по итогам года поставил 192 ГВт·ч батарей (+93%), что связано с ростом объема выпуска электромобилей Tesla, GAC и Geely. Показатели производства BYD (занимает третье место) выросли на 167%, до 70,4 ГВт·ч. Несмотря на наращивание объемов производства южнокорейской компанией LGES (+18,5%), ее рыночная доля значительно снизилась: если в 2021 году данный производитель занимал 19,7% рынка, то в 2022 году – лишь 13,6%.

 Электромобили продолжают доминировать

Сегмент электромобилей традиционно определяет спрос на литий-ионные батареи. Так, по итогам 2022 года объем продаж электромобилей (BEV+PHEV) составил 10,1 млн ед. (+55%) против 6,5 млн ед. в 2021 году. Значительный рост объемов выпуска сопровождался перераспределением лидирующих позиций: компания Tesla, занимавшая первое место по объему продаж в 2021 году, уступила китайскому автопроизводителю BYD, который по итогам года выпустил 1,9 млн ед. (Tesla – 1,3 млн ед.). Тройку лидеров замыкает Volkswagen Group с объемом производства 0,8 млн ед. (+161%), данная компания поднялась на одну строчку в итоговом рейтинге.

Крупнейшим региональным рынком как по объему производства, так и по масштабам потребления электромобилей является Китай: в 2022 году на территории страны было произведено 64% электромобилей от общемирового показателя, доля КНР в мировом потреблении составила 59%. Европа значительно уступает по показателю спроса: на долю региона приходится лишь 26% от суммарного объема.

Согласно прогнозам, к 2030 году сегмент электромобилей по-прежнему будет формировать основной спрос на литий-ионные батареи, что будет обусловлено следующими факторами:

  • Активизация мер по достижению нулевого уровня выбросов CO2. В последнее время был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на реализацию данной цели, в том числе европейская программа "Fit for 55", американский закон о снижении инфляции (IRA), запрет на продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в Евросоюзе с 2035 года (в соответствии с последними правками разрешена продажа автомобилей с ДВС только при условии использования углеродно-нейтрального топлива), а также индийская схема ускоренного внедрения и производства электромобилей (FAME).
  • Рост потребительского спроса на экологически чистые технологии. Благодаря этому в отдельных странах к 2030 году до 90% продаж легковых автомобилей будут приходиться на электромобили.
  • Поддержка крупнейшими производителями автомобильных комплектующих запрета на автомобили с ДВС и новых целей по снижению выбросов.

 Российские реалии

Российский рынок литий-ионных батарей на текущий момент находится лишь на этапе зарождения, что определяется целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в России отсутствует добыча лития, несмотря на наличие достаточных запасов (около 1 млн т). До 2022 года данный металл поставлялся в РФ из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. Однако в прошлом году стоимость лития на мировом рынке значительно выросла, а Аргентина и Чили заявили о приостановке поставок в Россию. В связи с этим возникла необходимость возобновления добычи лития на территории страны. Компании "Норникель" и "Росатом" заявили о старте совместного проекта "Полярный литий" по освоению месторождений в Мурманской области с последующей глубокой переработкой сырья. Также продолжается проработка проекта "Газпрома" и Иркутской нефтяной компании по добыче лития в Иркутской области.

Во-вторых, в России преобладают сборочные производства LIB. На текущий момент сборку аккумуляторов осуществляют "Уралэлемент", "Сатурн" и "Энергия". Ежегодный объем производства каждой из указанных компаний не превышает 10 МВт·ч. В конце 2022 года "Росатом" открыл сборочное производство аккумуляторов в Москве, мощность которого составляет 150 МВт·ч. Также в 2022 году в Калининградской области началось строительство гигафабрики "Рэнера" ("Росатом"): к моменту запуска в 2025 году проектная мощность составит 4 ГВт·ч с возможностью расширения до 14 ГВт·ч.

В-третьих, в нашей стране по-прежнему относительно низкий уровень спроса на электромобили. По итогам 2022 года в России было продано 3 тыс. ед. легковых электромобилей, что составляет менее 0,1% от общемирового показателя. Отечественное производство электромобилей и электробусов составило 2,5 тыс. ед. Так, выпуск легковых электрокаров под брендом Evolute в России начался только осенью 2022 года; в сегменте электробусов производство осуществляют "КАМАЗ", "ГАЗ" и Volgabus. В феврале 2023 года зафиксировано значительное изменение на автомобильном рынке: впервые доля продаж электромобилей составила 1% от общего объема (годом ранее – 0,3%).

Прогнозные показатели рынка электромобилей выглядят достаточно оптимистично. Согласно "Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года", уже к 2026 году объем производства электротранспорта вырастет до 71 тыс. ед., а в 2035 году составит 506 тыс. ед. Но, по оценке "Текарт", ввиду ограниченности сырьевой базы и текущего низкого уровня спроса в совокупности с неразвитостью зарядной инфраструктуры темпы роста отечественного производства будут значительно ниже. В долгосрочной перспективе развитие отрасли электромобилей может в значительной степени способствовать расширению отечественного производства литий-ионных батарей, а также переходу от сборочных производств к созданию предприятий полного цикла.