Бензин – герой президентской гонки

Поможет ли распродажа стратегического резерва сдержать цены на топливо в США?

Бензин – герой президентской гонки
Фото: www.shutterstock.com

В конце 2021 года руководство Соединенных Штатов столкнулось с проблемой – население начало возмущаться растущими ценами на бензин, что могло склонить чашу весов не в ту сторону во время промежуточных выборов в ноябре 2022 года. Тогда Вашингтон пошел на беспрецедентную и в целом бесполезную распродажу стратегического запаса "черного золота". Сейчас в Штатах практически началась президентская гонка, а цены на бензин вновь принялись расти.

Нефтяные весы между Европой и Азией

Некоторые из стран – членов альянса ОПЕК+ в мае 2023 года снизят добычу нефти. Это добровольное сокращение не влияет на текущий уровень квот, действующих с осени 2022 года. И в этом событии нет ничего необычного – в 2020 и 2021 годах Саудовская Аравия и ряд ее партнеров принимали абсолютно аналогичные решения, чтобы ускорить стабилизацию рынка.

Сейчас мировое потребление нефти получает противоречивые сигналы. С одной стороны, Китай столь быстро наращивает спрос, что картелю ОПЕК приходится ежемесячно повышать прогноз по этой стране на текущий год. С другой стороны, Европа демонстрирует скромные показатели, и неясными остаются перспективы мировой экономики в целом. На этом фоне сокращение добычи на 1,66 млн барр/сут (с учетом России) будет иметь благоприятные последствия для рынка, а если рост спроса окажется выше ожиданий, то ОПЕК+ сможет быстро вернуться к прежним уровням производства.

Но эти простые соображения не удовлетворяют Вашингтон. Представители Совета национальной безопасности США выступили с заявлением, в котором негативно высказались о решении стран ОПЕК+ и пообещали "работать со всеми производителями", чтобы "цены для американских потребителей снижались".

Собственно, корень проблемы – в ценах для американских потребителей.

Нефть бьет по бензину

В Соединенных Штатах, по данным Управления энергетической информации Министерства энергетики США, стоимость нефти занимает порядка 50% в цене бензина (для сравнения, в России – около 10–15%). Это означает, что любые изменения на мировом рынке "черного золота" быстро отражаются на внутреннем рынке моторных топлив этой страны.

Не удивительно, что в 2020 году бензин для американских потребителей резко подешевел, а потом – по мере восстановления мирового рынка нефти – принялся вновь дорожать. Но для среднего американца картина выглядела следующим образом: при президенте Трампе цены на моторное топливо упали, а при Байдене – выросли. Притом благосостояние этого американца сократилось в ковидном 2020 году и не успело восстановиться из-за энергетического кризиса и неожиданно высокой для США инфляции 2021–2023 годов.

Роль цен на бензин в качестве внутриполитического фактора усилилась к концу 2021 года и вынудила руководство США провести интервенции на мировом рынке, используя стратегические государственные запасы нефти. А с началом международного политического кризиса в 2022 году распродажу пришлось повторить.

Она имела крайне ограниченный эффект, так как большая часть возникающего на мировом рынке избытка купировалась замедлением роста квот на добычу в рамках ОПЕК+. Конечно, можно заметить, что весной 2022-го нефтяные котировки взлетели выше $120 за баррель, а летом они начали опускаться ниже $100, но причина заключалась не в успешной распродаже запасов со стороны Соединенных Штатов, а в сокращении панических настроений на рынке. Ведь первоначально взлет цен был связан с ожиданиями последствий санкций, которые вводились против России. Рынок испугался дефицита, призрак которого растаял за несколько месяцев из-за высокой устойчивости отечественной нефтегазовой отрасли.

Всего Вашингтон направил на интервенции 245 млн барр. К концу 2022 года в стратегическом нефтяном резерве осталось 372,38 млн барр.

Вокруг одного доллара за литр

По мере снижения нефтяных котировок на мировом рынке падали и цены на моторное топливо в Соединенных Штатах. К началу 2023 года они опустились ниже одного доллара за литр. Разумеется, здесь невозможно говорить о каких-то "важных психологических отметках", так как топливо на заправках в США измеряется в американских галлонах. Тем не менее общая тенденция позволяла президенту страны и его команде рассказывать избирателям об эффективности предпринятых мер.

Они настолько уверились в своем успехе, что попытались закупить нефть для восполнения стратегического резерва по $70 за баррель. Суть этой идеи заключалась в том, чтобы предложить внутренним производителям фиксированную цену, по которой государство будет покупать "черное золото" независимо от ситуации на мировом рынке. Данная мера должна была успокоить американские нефтегазовые компании, которые не стремились излишне быстро наращивать добычу, опасаясь вновь столкнуться с кризисом перепроизводства. Фактически Вашингтон намеревался создать условия для кризиса перепроизводства и последующего падения котировок, но гарантировал своим компаниям закупку по фиксированной цене, чтобы минимизировать их потери в условиях кризиса.

Однако объем закупки был слишком мал на фоне возможных мировых проблем и слишком велик, чтобы американские компании решили продать "черное золото" на $5–10 дешевле актуальных на тот момент цен. Тестовые закупки не удались. А совокупная добыча сырой нефти в США с начала текущего года увеличилась лишь на 100 тыс. барр/сут – до 12,3 млн барр/сут. Это на 800 тыс. барр. меньше рекордных отметок, которые были достигнуты в марте 2020 года.

На этом фоне Вашингтону не только не удалось закупить неадекватно дешевую нефть для стратегического резерва – ему, напротив, пришлось продать еще 4,5 млн барр. Руководство США пообещало возобновить закупки в конце текущего года.

Дипломатия, интервенции и не только

Заметим, что нельзя говорить о каком-либо кризисе из-за сократившихся резервов. Они все еще имеют впечатляющий объем, равный мировой добыче в течение 3,5 суток. Но сокращение резервов снижает поле для маневра. А маневр вполне может понадобиться уже во второй половине текущего года.

В конце 2024-го в Соединенных Штатах должны состояться президентские выборы. По сути, гонка уже началась и все противоборствующие стороны будут, помимо прочего, использовать "бензиновый" довод. Тем более что моторное топливо в США вновь принялось дорожать после того, как некоторые страны ОПЕК+ объявили о добровольном сокращении добычи. К началу апреля бензин вновь взлетел выше одного доллара за литр.

Новая интервенция в данный момент была бы преждевременной, так как оставшиеся запасы при распродаже 1 млн барр/сут закончатся за календарный год. Для полноценного "подкупа" избирателя не хватит пяти-шести месяцев. Поэтому в ближайшее время, если мировые цены на нефть останутся в пределах $80–90 за баррель, стоит ждать словесных интервенций со стороны действующего руководства США и попыток дипломатического давления на страны Ближнего Востока.

На фоне успехов китайской дипломатии, которая стремится погасить многолетнее противостояние Саудовской Аравии и Ирана, возможно использование со стороны Соединенных Штатов и внедипломатических методов воздействия на отбившихся от рук поставщиков сырья. Ведь пока часики президентской гонки тикают, бензин для граждан США должен дешеветь. А для выполнения этой задачи хороши любые средства.

Об авторе

Александр Фролов
Александр Фролов
Главный редактор ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Все статьи автора

Аналитика на тему