По рецепту «Макдональдса»
Фото: Shutterstock

По рецепту «Макдональдса»

Наконец-то свершилось событие, которого так долго ждали и о возможности которого так долго спорили: в России вновь открылись рестораны «Макдональдс». Да, под новым брендом, но все с тем же неизменным ассортиментом и безошибочно узнаваемыми атрибутами. Почему вдруг открытие сети закусочных вызывает такой невиданный ажиотаж? Вовсе не в силу какого-либо исключительного качества тамошних бургеров и прочих яств. Просто «Макдональдс» с его более чем восьмидесятилетней историей уже давно превратился в некий символ западного капитализма. Недаром закат эпохи социализма у целого поколения россиян прочно ассоциируется с открытием «чудо-ресторана» на Пушкинской площади в Москве. И новый финт «Макдональдса» с громким уходом из России и с не менее громким возвращением очень точно отражает психологию и механизмы функционирования западного бизнеса и позволяет предсказать судьбу и других санкционных мер, вводимых против нашей страны.

Накатанная колея

Именно «Макдональдс» одним из первых громко «хлопнул дверью» и закрыл в России свои «рестораны» (которые можно именовать таковыми только в кавычках). Почему именно он? Просто роль «символа» обязывает. Надо же было показать Кремлю крайнюю степень «возмущения» по поводу событий на Украине. Но политическая повестка отработана, и теперь настало время вновь задуматься о бизнесе. Провернута хитрая комбинация по смене вывески – чтобы ее отличия от предыдущей были чисто формальными и никак не повлияли бы на уровень узнаваемости бренда. Одновременно зарегистрированы в Роспатенте всевозможные слова и фразы, которые могут вызвать у клиентов ассоциации с известной сетью (вплоть до призыва «Свободная касса!»). Ведь нельзя же допустить, чтобы столь выгодную нишу занял бы кто-то другой, воспользовавшись «ностальгией по «Макдональдсу». Да, бизнес передан российской стороне, но все внешние атрибуты известной закусочной сохранены. То есть сделано все для того, чтобы в любой удобный момент, когда улягутся политические страсти, западный бренд смог бы вернуться в нашу страну уже под своим именем.

Зачем об этом подробно вспоминать? Просто это – накатка колеи, по которой вскоре двинутся и другие иностранные компании, которые активно, с большой фантазией и смекалкой начнут выдумывать пути обхода санкций, введенных правительствами стран коллективного Запада. И не в последнюю очередь это касается преодоления нефтяного эмбарго.

Связка отмычек

Различные хитрости, позволяющие сохранить поставки нефти на фоне повальной антироссийской истерии, начались уже достаточно давно. Вспомним, к примеру, историю с «латвийской нефтяной смесью», которую активно бодяжила Shell, чтобы скрыть факт закупок российского сырья. Компанию поймали за руку, застыдили, но ее опыт наверняка взяли на заметку. И в перспективе масштабы применения такой схемы обхода санкций будут только расти. К примеру, Казахстан уже заявил, что он будет отправлять нефть на экспорт под новой маркой KEBСO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil), чтобы вывести его из-под действия ограничительных мер. Остается только догадываться, на сколько теперь вдруг неожиданно вырастет экспорт казахской нефти и, возможно, различных «смесей» на ее основе.

Примечательно, что шестой пакет санкций затронул именно морские поставки нефти, выведя «за скобки» трубопроводный экспорт. И дело тут не только в непреклонной позиции Венгрии, но и, думается, в тайных надеждах многих других европейских стран. Ведь транспортировку нефти по морю отследить гораздо сложнее, чем по трубе. И доказать, что прибывший в европейский порт танкер загружен именно российским сырьем, не всегда получится.

Да, Европа вводит санкционные механизмы, призванные предотвратить поставку российского «черного золота» под чужим флагом. Но это скорее «дежурные» меры, слабо применимые на практике.

В конце концов, вряд ли европейские эмиссары будут подобно отечественному ГИБДД тормозить суда в открытом море и брать пробы, чтобы выяснить происхождение нефти. У них нет для этого ни возможностей, ни полномочий. Контроль будет производиться исключительно «на бумаге», а бумага, как известно, все стерпит.

Между тем, у европейских судоходных компаний свой интерес. Как отмечает британская The Independent, судовладельцы Греции, Кипра и Мальты в последние месяцы значительно нарастили объемы транспортировки российской нефти. Если в феврале их суда перевезли 31 млн барр., то в мае уже 58 млн. А ведь именно эти страны обладают наиболее значительным танкерным флотом. И они будут решать, как и куда пойдет российская нефть.

И это уже не говоря о легендарном «призрачном флоте» Ирана, активно перевозящем нефть из Исламской Республики несмотря на западные запреты. Уже накоплен огромный опыт по перегрузке сырья в открытом море и «запутыванию следов». Отключенные транспондеры фактически сводят на нет все вводимые США и Евросоюзом санкции… Уже появились обвинения в адрес российских судоходных компаний в том, что они отключают системы идентификации нефтевозов. Вот интересно, как часто транспондеры начнут вскоре «ломаться» на европейских танкерах? Думается, просто какая-то эпидемия начнется…

Одним словом, «навесив замок» на российский морской нефтяной экспорт, Европа приберегла для себя связку отмычек, которыми она не преминет воспользоваться.

Игра в казаки-разбойники?

Однако было бы наивным полагать, что теперь поставки нефти из России в Европу превратятся в некое подобие игры в казаки-разбойники. Мол, европейские чиновники будут «строго бдить», а недобросовестные компании – обходить введенные запреты.

Скорее, ответственные лица будут изображать полицейского-разиню из традиционной французской комедии, который, имитируя бурную деятельность, под носом у себя не видит «злоумышленника».

Сегодня практически все понимают, что Европа без российской нефти обречена на
экономическую стагнацию. Простые европейцы уже вовсю возмущаются по поводу взлетевших цен на автомобильное топливо. Между тем, альтернативных источников поставок пока не просматривается. Саудовская Аравия и ее ближневосточные соседи однозначно дали понять: для них важен физический баланс рынка, а не политические хотелки коллективного Запада. Пока что дефицита нефти на рынке нет, а есть лишь капризы американских и европейских покупателей…

Поэтому в выдумывании различных хитрых схем обхода санкций заинтересована не Москва, а Брюссель и другие европейские столицы. Россия уже взяла курс на выстраивание новых логистических цепочек и переориентацию нефтяных поставок на рынки стран АТР. Объемы закупок со стороны азиатских государств уже превысили экспорт в европейском направлении. И по мере постпандемийного восстановления Китая и других стран Востока спрос на российское сырье будет только возрастать.

Поэтому опыт «Макдональдса» европейцам очень пригодится. Смена вывесок, выдумывание различных обходных маневров и другие клоунские фокусы при сохранении серьезного и даже строгого лица – таков традиционный стиль западного бизнеса.