Биржа в поиске новых механизмов

Каковы должны быть векторы развития биржевой торговли газом в России?

Биржа в поиске новых механизмов
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

По итогам первого квартала 2023 года Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) зафиксировала существенное увеличение объемов торгов природным газом – на 97,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как известно, начиная с 2018 года объемы торгов снижались, показатели ликвидности и концентрации были далеки от оптимальных, характеризующих репрезентативную цену. В прошлом году высокая цена и малые объемы отпугнули значительное количество покупателей.

Отрадно, что в этом году наблюдается обратная тенденция – объемы торгов на бирже увеличиваются, даже несмотря на продолжающееся падение продаж со стороны "Газпрома". При этом независимые производители газа увеличили реализацию с начала 2023 года в девять раз к уровню аналогичного периода прошлого года, до 2,97 млрд куб. м. Снижение биржевых цен привело к привлечению новых регионов и покупателей, активизация "адресных" договоров – к развитию сегмента биржевых аналогов внебиржевых договоров.

 Раскрутка спирали "товар–деньги–товар"

Если к концу 2022 года число участников торгов составляло 24, то в начале 2023 года в них принимают участие 40 организаций. Количество конечных потребителей в 2022 году было 52, в этом году – 138. В прошлом году в газовом сегменте биржевых торгов были представлены 23 региона, в текущем – 35 субъектов Российской Федерации. Спрос и предложение – основные факторы, влияющие на ситуацию. Раскручивается классическая спираль "товар–деньги–товар": увеличилось предложение, снизилась цена, поэтому пришли потребители, цена стабилизировалась, поставщики получили стимул для дальнейших продаж.

Биржевой сегмент реализации газа, обеспечивая поставщикам вполне конкурентные цены (благодаря прямым, без посредников, продажам конечным потребителям), позволяет оптимизировать издержки продавцов за счет отсутствия необходимости содержания штата региональных маркетологов, специалистов по получению разрешений на доступ к ГТС "Газпрома", урегулированию вопросов актирования невыборки, штрафов за хранение газа, "дебиторки" потребителей. Биржевой договор обеспечивает стопроцентную выборку и стопроцентную оплату, и, очевидно, это наконец-то заметили и крупные поставщики.

Для дальнейшего развития рынка принципиальным моментом является обеспечение справедливой, репрезентативной цены газа на торгах. Согласно документам стратегического развития РФ, главным вектором развития отрасли на ближайшие годы становится внедрение рыночных механизмов на внутреннем рынке газа. Ключевым здесь является распоряжение Правительства от 2 сентября 2021 года № 2424 об утверждении национального плана развития конкуренции в РФ на 2021–2025 годы. В целевых показателях оно устанавливает, что "не менее 10% общего объема поставок на территорию Российской Федерации составляет объем газа, поставка которого осуществлена по договорам, заключенным на биржевых торгах".

В свою очередь, в распоряжении Правительства от 23 декабря 2022 года № 4140-р отражены мероприятия, необходимые для обеспечения ликвидности биржевых торгов и создания долгосрочных ценовых индикаторов для рынка газа.

Фокус дискуссии

Одним из ключевых вопросов распоряжения Правительства от 23 декабря 2022 года № 4140-р является выбор векторов доработки Правил поставки газа (п. 23). Задача усложняется тем, что в перечне ожидаемых результатов этого пункта – "обязанность потребителей осуществлять балансировку отклонений с использованием биржевой инфраструктуры рынка газа, в том числе учет оператором товарных поставок и балансировка через биржевые торги". То есть предусматриваются интеграция биржевой балансировки во внебиржевой сегмент и отражение этого в Правилах поставки газа.

Опыт показал, что внесение в этот ключевой документ даже минимальных изменений без согласования позиций всех заинтересованных сторон – например, внедрение принципа "бери или плати" – дважды откладывалось по инициативе участников рынка.

Учитывая сжатые сроки, для выработки эффективных подходов к решению проблемы был проведен ряд совещаний под эгидой ФАС России (Биржевой комитет). Так, на СПбМТСБ 26 апреля 2023 года было проведено расширенное заседание с участием представителей "Газпрома" и ФАС. Биржей были предложены решения, связанные с расширением коммерческой балансировки на внебиржевой сегмент, новыми подходами к учету газа, выбором сегмента коммерческих потребителей, которые в первую очередь должны перейти на покупку газа по рыночной цене. Данные предложения были в целом поддержаны участниками.

В последнее время наблюдается обнадеживающая тенденция "тематической преемственности", когда последующие дискуссии опираются на ранее достигнутые результаты. Это позволяет значительно сузить фокус обсуждения, сформулировать "шорт-лист" вопросов, требующих первоочередного решения.

По многим из них позиции сторон совпадают. Приведем лишь некоторые из них.

Во-первых, часть маршрутов поставок газа не проходит через биржевые балансовые пункты. Решение – запуск новых пунктов, оживление балансового пункта "Парабель", переход на методику "вход–выход".

Во-вторых, необходимо внесение дополнений в постановление Правительства № 858, которые позволили бы "Газпрому" "переводить" полученные разрешения на двухсторонний доступ в лимиты участников адресной биржевой сделки. А в постановление Правительства № 1021 надо внести поправки, позволяющие переходить от регулируемой цены на ГРС к соответствующей регулируемой цене на балансовом пункте через фиксированный транспортный тариф.

В-третьих, существует понимание того, что "без перехода права собственности на невыбранный газ покупателю схема не является коммерческой балансировкой" (идея "Газпрома"). Однако не стоит смешивать этот тезис с принципом "бери или плати" (или с оплатой по этому принципу), поскольку при классическом take-or-pay газ как раз не передается покупателю, а оплата за непоставленный газ взимается. Балансировка принципиально упрощает ситуацию, поскольку газ полностью передается покупателю, что подтверждается документарно в сжатые сроки. И значит, должна быть осуществлена оплата. Но условия оплаты – это, как правило, предмет договоренности между сторонами по договору.

Зачем балансировать?

Ряд поставщиков считают, что сначала необходимо обеспечить выравнивание условий работы на рынке, дисциплину газоснабжения, сокращение коридора отклонений до +10/–20%, внедрить унифицированные меры принуждения для всех поставщиков по их использованию, установить общий порядок актирования договоров и лишь затем переходить к балансировке внебиржевых договоров.

Однако практика решения указанных задач в предыдущие десять лет показала, что они не могут быть обеспечены в существующей парадигме рынка. Зарубежный и наш биржевой опыт свидетельствуют, что коммерческая балансировка как раз и является одновременно и новой системой санкций за отклонения, обеспечивающих дисциплину газопотребления, и реализацией новой системы учета, при которой нет необходимости распределять невыборку по договорам.

Следовательно, вместо тезиса "сначала учет и дисциплина, а потом балансировка" нужно переходить к тезису "учет и дисциплина – через внедрение балансировки".

Очередной раунд обсуждения Правил поставки газа с учетом идеальной балансировки фактически состоялся 23 мая 2023 года в ходе VII отраслевой конференции "Российский рынок газа. Биржевая торговля 2023" (организатор мероприятия – группа CREON Energy).

Примечательно, что эта дискуссия зафиксировала знаменательный разворот – смещение фокуса скептиков от вопроса "как балансировать?" к вопросу "зачем балансировать?". Такое изменение позиции произошло вследствие обсуждения на бирже идеальной модели балансировки (предложенной ФАС России), а также благодаря прояснению сложных вопросов и отсутствию аргументов для их критики.

А на вопрос "зачем балансировать?" не так легко ответить: его каверзность состоит в том, что основным благоприобретателем является вся российская газовая отрасль и в целом экономика страны. Кто может выступить полномочным представителем этой группы? А подготовленные докладчиками технологические и финансовые решения для реализации балансировки принципиально не могли дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Характерный пример привел представитель "Газпрома", указав на то, что для обеспечения исполнения пикового баланса по стране требуются миллиардные инвестиции как в добычные и транспортные технологии, ПХГ, так и в торговые и маркетинговые решения. И эти инвестиции в действующей системе учета не привязаны целевым образом к обеспечению этого пикового баланса. Поэтому балансировка, внедрение которой будет способствовать принципиальному сокращению пиковых дисбалансов (или целевому перекладыванию расходов на сторону нарушителя), значительно сократит расходы "Газпрома" по многим статьям.

 Удобный рыночный механизм

Распоряжение Правительства от 2 сентября 2021 года № 2424 устанавливает, что не менее 10% общего объема потребляемого в стране природного газа должно торговаться на бирже. Чтобы выполнить на практике это постановление, на фоне практически полного ухода "Газпрома" с биржевых торгов, регулятор предложил эффективную меру по поддержанию ликвидности – перераспределение половины "коммерческих допобъемов" (по постановлению Правительства № 333), достигших гигантской величины в $50 млрд, на биржевой рынок. Эта мера не только является логичным развитием предпринятых ранее шагов по дерегулированию рынка газа – концепции равнодоходности, эксперимента на электронной торговой площадке "Межрегионгаза" (ЭТП МРГ), запуска биржевой торговли, но также служит типовым административным решением регулятора на развитых рынках газа, нацеленным на обеспечение начальной ликвидности торгов.

Биржа ведет подготовку к запуску торгов с поставкой газа на любой месяц календарного года (адресные и безадресные договоры). Разрабатывается также проект по организации торгов постановочными фьючерсами на газ. СПбМТСБ нацелена на создание технологической и правовой схемы балансировки внебиржевых договоров.

Какие же рыночные механизмы нам необходимы? Нужно дать потребителям возможность эффективно управлять портфелем газовых активов, продавая излишки и приобретая недостающие объемы на рынке. Мы должны предоставить налоговым и таможенным органам, регуляторам, внутренним и внешним потребителям национальные индикаторы газового рынка. У нас должны быть экономически обоснованные цены на газ и тарифы на его транспортировку. Нам требуется определить тех потребителей, которые должны быть защищены регулируемыми ценами, и тех, которых можно перевести на рыночные цены. И биржа готова предложить все необходимые механизмы для реформирования отрасли.

Биржевые торги – единственный удобный механизм, позволяющий добиться повышения дисциплины планирования, обеспечить объективный спрос на газ. Этой цели служат и упомянутый выше механизм коммерческой балансировки (вместо санкций за отклонения от заявленных договорных объемов газа), и проведение торгов с поставкой на любой месяц года, и многие другие механизмы. Все эти шаги должны привести к формированию рыночного индикатора цены на газ в стране.

В связи с увеличением волатильности цен на энергоресурсы, необходимостью установления более тесной связи рынков газа и электроэнергии, перспективным направлением становится развитие расчетных фьючерсных контрактов как инструмента хеджирования цен товарных активов. Фиксирование цены энергоресурсов позволит компаниям более точно планировать производственную деятельность. Многие участники рынка ранее хеджировали цены поставок через индикаторы западных рынков, что практически невозможно в текущих реалиях. На СПбМТСБ поступили запросы от банков, брокерских организаций и крупных участников рынка об использовании таких производных инструментов.

Важнейшей задачей биржи остается формирование репрезентативных ценовых индикаторов, которые отражают состояние конъюнктуры на газовом рынке на основании данных о реально заключаемых сделках. Важной отличительной чертой газового рынка СПбМТСБ является тот факт, что его основу составляют сделки, завершающиеся поставками физического товара, что сводит к минимуму возможность возникновения ценовых спекулятивных волн. Реализуемая биржей схема торгов опирается на поставщиков и потребителей фактического товара, работу балансировочного механизма и балансирующего участника торгов. Такая схема способна обеспечить приемлемые объективные сезонные колебания цен, что крайне важно для устойчивого функционирования экономики России в целом.

 

Об авторе

Сергей Трофименко
Сергей Трофименко
управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи по рынкам газа и электроэнергии
Все статьи автора

Аналитика на тему