Со среды, 10 августа, вступило в силу эмбарго стран Европы на транзит и поставку российского угля в ЕС. Решение было принято еще в начале апреля, когда Евросоюз одобрил пятый пакет санкций против России.
По мнению старшего эксперта фонда Института энергетики и финансов Александра Титова, это решение больно ударит как по России, так и по странам ЕС. Перенаправить потоки будет довольно сложно, а затраты на транспорт возрастут для почти всех участников рынка.
Европа для российского угля была хорошо изученным и территориально близким рынком, с давними торговыми связями. При этом его доля в экспорте составляла порядка 22% или около 48 млн тонн, в то время как для ЕС российский уголь имел куда большее значение и занимал более 50% доли от его импорта.
"Эмбарго на поставку угля в Европу окажет существенное влияние на российскую отрасль, так как за 4 месяца переходного периода Россия так и не успела полностью приспособиться к новым условиям, не смогла перенаправить все поставки угля на другие рынки", — сказал Титов ИнфоТЭК.
Газета "Ведомости" подсчитала, что страны Евросоюза накануне принятия эмбарго в марте – мае 2022 г. на 28% увеличили импорт угля из России, до 29,4 млн т. В денежном выражении поставки выросли в 3,9 раза до $9,3 млрд. Основными импортерами угля были Германия, Польша, Испания, Италия и Нидерланды. В июне – июле эта тенденция, скорее всего, продолжилась, утверждает издание.
Александр Титов считает, что Россия в дальнейшем будет стремиться перенаправить объемы на Ближний Восток: в Турцию, Марокко и в ряд стран Северной Африки. Таким образом, Россия сможет частично сохранить выгодное транспортное плечо и задействовать южные черноморские порты.
"Ряд угольных компаний перестали продавать через киприотских трейдеров, заменив их трейдерами из Арабских Эмиратов, что тоже показывает сдвиг в сторону ближневосточного региона", — подметил эксперт.
Россия сохраняет также возможность перенаправить объемы в сторону стран АТР, так как в третьем квартале возобновилась приоритетная погрузка угля на Восточном полигоне. "Уголь туда поедет более активно, учитывая огромные скидки в 50-60%, если верить данным Argus. С такими ценами Индия и Китай с радостью купят наш уголь. Но мощности Восточного полигона небезграничны, и нам будет очень сложно реализовать все европейские объемы в этом регионе", — добавил он.
Европейцы же уже сейчас начали активно скупать уголь из Колумбии, ЮАР и Австралии, в результате им приходится сильно переплачивать из-за более длинного транспортного плеча доставки. Например, морской путь из Австралии в Европу составляет в среднем более 14 тыс. км, а из России мог составлять несколько сотен километров.— подытожил эксперт.