Эксперт: угольную отрасль России ждут тяжелые времена

Эксперт: угольную отрасль России ждут тяжелые времена
Фото: sibuglemet.ru

Угольные компании Кузбасса снизили в первом полугодии 2022 года добычу угля на 6,4%, до 110 млн тонн, сообщает министерство угольной промышленности региона. Самое сильно падение произошло в июне, когда добыча снизилась на 13,5%, до 16,7 млн тонн.

Министерство энергетики РФ при этом пока настроено довольно оптимистично. Глава департамента угольной промышленности министерства Петр Бобылев говорил, что Россия рассчитывает на сохранение объемов добычи и экспорта угля в 2022 году на уровне 2021 года, при этом допускает снижение показателей на несколько процентов. До этого Минэнерго также говорило о возможности снижения, но указывало, что объемы будут компенсированы более высокими ценами.

Старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов считает, что угольная отрасль переживает тяжелые времена. В начале апреля ЕС по очередному пакету санкций ввел запрет на ввоз угля из РФ с августа 2022 г. Россия в том числе из-за этого по итогам года снизит добычу примерно на 2-3%, отметил он.

По его словам, другая причина сложной ситуации для угольной отрасли заключается в том, что им придется искать новые рынки в Азии, а Китай и Индия стремятся максимально нарастить свою собственную добычу, так как на мировом рынке цены пока еще крайне высоки. При этом Индия сейчас испытывает дефицит энергии и впервые с 2015 года вернулась к импорту угля.

"Российский уголь им интересен, но они не будут его искать. Нам придется самим выходить на этот рынок, причем еще активнее, чем раньше ", – считает он.

Ситуация осложняется тем, что угольным компаниям сложно перенаправить с Запада на Восток объемы из-за загруженности железных дорог, а также из-за увеличения издержек при транспортировке угля из портов Балтийского и Черного морей. Кроме того, чтобы продать сырье им приходится давать огромные скидки, которые существенно выше нефтяных.

"В июне скидка была в районе 50%, то есть куда больше, чем для нефти. При этом затраты угольщиков выросли: РЖД в июне подняли тарифы, отменили скидки на пробег вагонов, плюс подорожали страховки, фрахт сухогрузов. С учетом текущего падения цены – снизился и уровень рентабельности. Получается, что у них есть стимул придержать более дорогие по эксплуатации мощности", – сказал эксперт.

Он уточнил, что ситуация для угольщиков немного улучшилась после того как угольным компаниям Кузбасса вернули преференции по ж/д-перевозкам на восточном направлении. С 1 июля РЖД возвратили правила перевозок, действующие в 2021 году, которые были отменены в марте 2022 года. В результате угольные предприятия Кузбасса получат квоту на вывоз угля по восточному направлению в 58 млн тонн, Бурятии — 9,1 млн тонн, Хакасии — 9 млн тонн, Тувы — 400 тыс. тонн.

"По итогам года суммарно стоит ждать падания, но небольшого. Где-то 2-3%, но сейчас сложно сказать что-то определенное. Все может быть. Вдруг все будет хорошо и всем резко понадобится российский уголь", – добавил нотку оптимизма эксперт.

Еще больше оптимизма в начале июля выразил глава департамента угольной промышленности Минэнерго РФ Петр Бобылев, который заявил, что страна хочет увеличить свою долю экспортных поставок угля с текущих 18% — до 25% к 2050 году и занять четверть мирового рынка. До этого замглавы Минэнерго РФ Сергей Мочальников ранее говорил, что министерство совместно с РЖД и российскими угольными компаниями прорабатывает альтернативные маршруты для переориентации экспорта угля после того, как ЕС запретил импорт российского угля.