Судоходство переходит на газ: мировой спрос для бункеровки вырастет в 2 раза к 2030 году

Глобальный спрос на сжиженный природный газ (СПГ) в качестве судового топлива уверенно растет и может как минимум удвоиться к 2030 году. Такой рост стимулируется растущим предложением СПГ на рынке и ужесточением экологических норм для морского транспорта, считают аналитики Rystad Energy и судовладельцы.
Ключевым фактором, делающим СПГ привлекательным, стала экономика. Ожидается, что масштабные экспортные проекты в США и Катаре приведут к избытку предложения к концу десятилетия, что снизит цены на газ и повысит его конкурентоспособность против традиционного судового мазута.
Как отметил представитель судовой брокерской компании Fearnleys на отраслевой конференции, в конечном счете судовладельцы выбирают топливо, которое обеспечивает наименьшие затраты. По его словам, инфраструктура бункеровки сжиженным природным газом уже сейчас развита и легкодоступна, а в будущем СПГ может стать еще и довольно дешевым.
Текущие объемы лишь подтверждают тренд. По данным консалтинговой компании Rystad Energy, мировая бункеровка СПГ превысит 4 млн тонн уже к концу 2025 года, а к 2030 году – удвоится. Французская энергокомпания TotalEnergies дает еще более оптимистичный прогноз, ожидая, что спрос на СПГ для судов достигнет 15 млн тонн.
Экологический аспект также играет важную роль – использование СПГ позволяет немедленно сократить выбросы углерода на 19% по сравнению с мазутом. Пока более чистые альтернативы, такие как метанол и аммиак, сталкиваются с проблемами доступности и высокой стоимости, СПГ остается наиболее реалистичным вариантом для декарбонизации флота.
Подстегивает переход и регулирование. Вступивший в силу регламент ЕС FuelEU ограничивает углеродоемкость судового топлива, а Международная морская организация в этом месяце может утвердить новые правила, вводящие сборы за выбросы.
Под давлением этих факторов судоходные гиганты активно обновляют флот. По данным компании DNV, если сегодня в мире насчитывается около 781 судна, способного работать на СПГ, то к 2030 году их количество, согласно текущим заказам, вырастет до 1417, и это число будет только увеличиваться.