США могут ограничить экспорт топлива
Фото: REUTERS/Lucy Nicholson

США могут ограничить экспорт топлива

На фоне рекордных цен на бензин американские власти рассматривают возможность ограничения топливного экспорта. Агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники сообщает, что в последние дни высокопоставленные чиновники администрации Джо Байдена стали более активно обсуждать эту тему – после того, как президент США раскритиковал нефтяные компании за то, что они получают высокую прибыль в текущей ситуации. По мнению Байдена, компании должны инвестировать в увеличение нефтедобычи и переработки. Американский лидер потребовал принять немедленные меры для увеличения поставок на внутренний рынок США бензина и дизельного топлива.

По данным Управления энергетической информации (EIA) американского Минэнерго, речь не идет о полном запрете экспорта топлива. Однако сейчас Штаты поставляют за рубеж 755 тыс. баррелей бензина в сутки, тогда как в аналогичный период прошлого года объемы экспорта составляли лишь 681 тыс. б/с. Таким образом, за год топливный экспорт США вырос на 11%. При этом в самих Соединенных Штатах на фоне отказа от российской нефти топливные цены выросли до рекордных $5 за галлон (3,7 литра).

Консалтинговая компания Wood Mackenzie в четверг опубликовала прогноз, согласно которому цены на топливо останутся высокими вплоть до второго полугодия 2023 г., причем не только в Соединенных Штатах. По оценкам WM, навес спроса над предложением на мировом топливном рынке составляет около 800 тыс. баррелей в сутки. Однако в течение ближайших трех кварталов ожидается ввод в строй нескольких крупных нефтеперерабатывающих предприятий: НПЗ в саудовском Джизане мощностью в 400 тыс. б/с, завода al-Zour в Кувейте (615 тыс. б/с) и нигерийского завод Dangote (650 тыс. б/с). Кроме того, новые нефтеперерабатывающие мощности должен ввести Китай.

Однако пока ситуация с топливным даже более тревожная, чем с сырой нефтью, сказал ИнфоТЭК приглашенный профессор Российской экономической школы Александр Маланичев.

«Нефтеперерабатывающих мощностей не хватает — еще не все НПЗ были вновь запущены после остановки в период коронавирусного падения спроса, — поясняет эксперт. — Кроме того, из-за санкций удлиннились логистические цепочки: российская нефть сначала поступает в Индию, где перерабатывается и только потом топливо направляется потребителям».

В текущих условиях маржа производителей топлива растет, однако потребители страдают, указывает Маланичев. И если ситуация сохранится, цены на нефтепродукты будут сдерживать дальнейший экономический рост и угнетать спрос на топливо.

Что касается проблем конкретно американского топливного рынка, то ограничение экспорта, по словам эксперта, способно временно снять напряженность, но в перспективе ситуацию не облегчит.

«Сейчас самый разгар автомобильного сезона, так что вполне вероятно, что цены на бензин в США будут продолжать расти даже в случае ограничения экспорта, — поясняет эксперт. — При этом, если часть американских объемов уйдет с глобального рынка, это толкнет мировые цены вверх, отчего пострадают другие потребители,в том числе Европа».