Конфликт между Израилем и боевиками ХАМАС представляет собой серьезную угрозу для регионального рынка природного газа и может негативно отразиться на поставках СПГ в Европу на фоне приближения зимы. По мнению аналитиков Rystad Energy, несмотря на то, что Израиль располагает достаточными объемами по добыче газа, которые сейчас поддерживаются растущим спросам со стороны Египта и Иордании, продолжение конфликта или его эскалация будут иметь масштабные последствия.
Региональный рынок сильно зависит от судьбы трех крупнейших израильских газовых проектов — Tamar, Leviathan и Karish.
Геополитические перестановки в регионе могут поставить под угрозу инвестиции в добычу и сорвать экспортные цели как раз в то время, когда увеличились объемы разведки и открытий новых недорогих ресурсов.
На долю Leviathan приходится 44% текущей добычи газа в Израиле, за ним следуют Tamar и Karish с долями в 38% и 18% соответственно. Tamar обеспечивает более 70% внутреннего спроса Израиля на газ и является основным источником выработки электроэнергии из газа.
По оценкам Rystad, от 5% до 8% продукции Tamar идет на экспорт.
Аналитики отмечают, что Египет ежегодно импортирует около 7 млрд футов природного газа из Израиля, а сейчас израильский газ обеспечивает менее 10% потребления Египтом, а за первые три квартала этого года экспорт СПГ сократился примерно на 50% по сравнению с прошлым годом из-за роста внутреннего потребления газа в летний сезон. В таком случае возникают вопросы относительно устойчивости экспорта газа ввиду приближения зимы, отмечают аналитики Rystad.
По их ожиданиям, ближневосточный конфликт, вероятно, может в краткосрочной перспективе подтолкнуть цены на газ наверх, что будет отражать некую надбавку за геополитический риск, уже проявившуюся в ценах на нефть. В то же время есть риски расширения этого конфликта, что может дополнительно вызвать повышение цен на энергоносители.
В случае, если газовое месторождение Tamar ненадолго остановится, Израиль будет использовать другие виды топлива, такие как уголь и мазут, для выработки электроэнергии. Но длительные остановки могут потребовать бурения дополнительных скважин, что может занять месяцы, и тогда Израиль будет вынужден использовать газ с месторождения Leviathan для удовлетворения своих потребностей вместо того, чтобы продавать его соседям, например, Иордании и Египту.
Кроме того, если конфликт обострится, существует риск закрытия месторождения Leviathan, что стало бы значительным ударом для региона, учитывая, что Египет в последнее время импортировал почти вдвое больше законтрактованных объемов газа из Израиля. Экспорт с месторождения Leviathan в Египет только за половину 2023 года составил 3,1 млрд куб. м против 4,9 млрд куб. м за весь 2022 год.