Россия сумела в июне сохранить экспорт дизеля, но снизила долю в Европе

Россия сумела в июне сохранить экспорт дизеля, но снизила долю в Европе
Фото: Reuters

Аналитическое агентство Argus сообщило, что общий объем морского экспорта дизельного топлива из России с 1 по 27 июня составил 115,9 тыс. тонн в сутки, что на 0,1 тыс. тонн выше среднего уровня за май. При этом отгрузки из России в страны Северо-Западной Европы снизились и составили в среднем 45,3 тыс. тонн сутки по сравнению с 51,4 тыс. тонн.

Таким образом, доля поставок топлива в этот регион в общем объеме экспорта дизеля из России снизилась до 39,1% с 44,4%. "Экспорт продукта в Европу затруднен из-за логистических и финансовых проблем и репутационных рисков для международных компаний, вызванных санкциями в отношении российского нефтяного сектора со стороны США и Евросоюза", — отметили в Argus.

По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, российский дизель постепенно перенаправляется на другие рынки, в том числе в Азию. При этом он напомнил, что пока поставки в Европу еще не запрещены, хотя европейцы и озвучили свое намерение полностью отказаться с 2023 года от российских нефтепродуктов. "Я думаю, что у российского дизеля еще будут возможности по спотовым операциям или операциям по обмену", — заметил он.

Россия традиционно перерабатывает около половины добываемой в стране нефти и существенная ее доля приходится на дизельное топливо. В 2021 году российские НПЗ произвели порядка 80,33 млн т и экспортировали 36,3 млн т дизеля. Основным направлением поставок в течение последних десятилетий оставалась Европа.

Argus отмечает, что доля российских поставок в импорте Европы составляет около 50%, поэтому международные компании продолжают его приобретать, так как пока его нечем заменить. При этом российские партии дизтоплива реализуются со скидками к европейским котировкам, однако маржа экспорта российского продукта остается высокой, сообщили опрошенные агентством участники рынка.

Юшков заметил, что отказ Европы от российского дизеля не означает, что импортируемое ЕС топливо не содержит российскую нефть. По его словам, индийские и китайские НПЗ скупают с существенной скидкой у России сырье, перерабатывают его и продают европейским компаниям, получая сверхприбыль. "Поэтому нельзя сказать, что Европа ушла от зависимости от российских энергоресурсов. Рынок трансформировался, но логика поставок осталась той же", — отметил эксперт.

Юшков добавил, что даже с 2023 года, когда Европа откажется от российского дизеля, катастрофы не случится. "Я думаю, что другие производители займут наш европейский рынок, а мы уйдем туда, куда они сами поставляли. То есть мы просто поменяемся рынками сбыта", — подытожил он.