Россия может потерять 20% добычи к 2030 году из-за дефицита нефтесервисных технологий
Тема перспектив российского нефтесервиса в условиях санкций в последнее время все чаще занимает умы аналитиков. Очередной прогноз озвучила компания "Яков и партнеры" (создана на базе российских активов McKinsey&Company), который говорит о том, что Россия при сохранении зависимости от западных высокотехнологичных нефтесервисных услуг рискует к 2030 году сократить добычу нефти на 20%, до 409 млн т нефти.
По мнению аналитиков, это связано с тем, что к концу десятилетия доля трудноизвлекаемых запасов нефти в России значительно вырастет ввиду истощения традиционных запасов, а потому необходимо отечественное высокотехнологичное оборудование для освоения ТРИЗ и шельфовых месторождений. Долю импортных технологий гидроразрыва пласта (ГРП) "Яков и партнеры" оценивают в 52%, для добычи на шельфе — 90%, для морской добычи — 80%, для морской сейсморазведки — 70%.
Аналитики отмечают, что текущая ситуация характеризируется краткосрочным горизонтом планирования и не способствует формированию условий для развития российских нефтесервисных компаний, поскольку высокотехнологическое оборудование по-прежнему закупается у западных компаний или в "дружественных" странах, а часть востребованного оборудования, например, роторные управляемые системы (РУС), практически не поставляется.
"По нашим оценкам, текущих остатков может хватить на 2–3 года, и постепенное сокращение доступности высокотехнологического оборудования может привести к уменьшению количества скважинно-операций. Таким образом, несмотря на все сложности в текущем периоде, в краткосрочной перспективе кризиса на российском рынке нефтесервисных услуг не ожидается, однако в среднесрочной перспективе необходимо максимально нарастить компетенции в сфере высокотехнологичных нефтесервисов, иначе растут риски вынужденного сокращения добычи из-за отсутствия технологий", — говорится в отчете "Яков и партнеры".
Наиболее востребованная технология для поддержания объемов добычи и интенсификации добычи на новых месторождениях – технология гидроразрыва пласта (ГРП). По данным "Яков и партнеры", сечас 52% рынка представлены компаниями из "недружественных" стран; доля отечественного оборудования ГРП составляет менее 1%.
"При этом ежегодно из состава действующих флотов выбывает в среднем 3–5 единиц. В условиях ужесточения санкций единственным поставщиком флотов ГРП остается Китай. Поэтому в рамках санкционной экономики России необходимо развивать отечественные технологии и наладить выпуск российского ГРП-оборудования для удовлетворения растущего спроса. К 2030 г. потребность отрасли с учетом планируемого бурения возрастет до 160 единиц (в 2022 г. – 135 единиц)", – отмечают аналитики.
Базовый сценарий добычи к 2030 году в прогнозе "Яков и партнеры" составляет 507 млн тонн, однако для этого необходимо принять целый ряд мер по развитию собственных технологий, в частности, утвердить перечень критически важных технологий для развития отечественного нефтесервиса, согласовать их параметры с вертикально интегрированными компаниями (ВИНК) и закрепить объемы спроса, реализовать меры господдержки по сегментам нефтесервисов и выстроить новую модель взаимодействия с отечественными подрядчиками.
В то же время аналитики БКС считают, что достигнутый по итогам 2022 года рекордный уровень бурения в 28 тыс. км (+8% г/г), несмотря на западные санкции и уход крупнейших нефтесервисных подрядчиков, подчеркивает недооцененную устойчивость российского сегмента нефтесервисных услуг.
"Бурение, вероятно, увеличилось не в ущерб высокой сложности, а, возможно, благодаря ей. Хотя у нас пока нет точных данных, мы полагаем, что доля горизонтального бурения, вероятно, значительно превысила уровень 50-55%, наблюдавшийся с 2019 г., поскольку запасы, на которые все больше полагаются "Роснефть", "Лукойл" и другие, классифицируются как "трудноизвлекаемые", — пишут они.
Аналитики БКС отмечали, что уход иностранных нефтесервисных компаний после начала украинского кризиса оказал слабое влияние, прежде всего потому, что Россия в значительной степени обеспечивает себя буровым оборудованием и персоналом.
На иностранные нефтесервисные компании приходилось лишь около 15% от общего объема буровых услуг, а персонал в любом случае был преимущественно локальным.
Россия не является полностью независимой в части нефтесервисного оборудования, но уже производит ключевые компоненты, такие как высококачественные нефтепромысловые трубы (бурильные трубы и обсадные трубы для нефтяных скважин), буровые долота и буровые установки. Оборудование, которое ранее импортировалось из ныне недружественных стран, во многих случаях может быть либо произведено внутри страны, или могут быть получены в "дружественных" странах.
Тем не менее, даже если российский рынок нефтесервисных услуг показывает устойчивость в условиях санкций, это не отменяет того, что необходимо разрабатывать отечественные решения в этой сфере, либо участвовать в кооперации с дружественными странами.