Россия может инвестировать в самый длинный в мире подводный газопровод
Россия хочет инвестировать в проект строительства самого длинного в мире подводного газопровода (проект Nigeria Morocco Gas Pipeline, NMGP) протяженностью 5 660 км, заявил министр энергетики Нигерии Чифа Тимпере Силва.
По его словам, представители РФ (кто именно это был, Сильва не уточнил) посетили офис министра на прошлой неделе.
Газопровод, соглашение по которому Нигерия и Марокко подписали еще в 2016 году, предназначен для поставки газа из Нигерии в Марокко и страны Европы (в настоящее время уже действует марокканская труба "Магриб-Европа").
По словам Силвы, ОПЕК и Россия входят в число тех, кто готов инвестировать в проект газопровода Марокко — Нигерия. "Русские очень хотят инвестировать в этот проект, и есть много других сторон, которые также желают вложить средства в этот проект. Потому что это — газопровод, по которому наш газ будет транспортироваться через многие страны Африки до границ Африканского континента, где мы можем получить доступ к европейскому рынку. ОПЕК также выразила заинтересованность", — добавил он.
Сильва отметил, что строительство должно начаться до мая 2023 года. Протяженность газопровода составит 5660 км, таким образом, это будет самый длинный трубопровод в мире (на данный момент лидером является нефтяная труба "Дружба", протяженность которой составляет 5500 км), отмечает Reuters.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что для России нигерийско-марроканская труба — далеко не самый привлекательный актив.
"Изначально проект предполагал прокладку труб через Алжир, где можно было частично воспользоваться уже существующей инфраструктурой, — рассказал Юшков ИнфоТЭК. — Однако позднее Алжир отключил Марокко от своего газа и даже пригрозил отключить от него Испанию, если испанцы будут поставлять топливо в Марокко по реверсу".
Таким образом, новый проект будет проходить в обход Алжира — недаром у трубы такая протяженность. А это лишние затраты как по времени, так и по средствам. Как указал Юшков, строительство такой трубы займет 5-10 лет, а окупаемость проекта — весьма сомнительна, учитывая, что максимальные поставки из Нигерии составят лишь пару десятков миллиардов кубометров. При этом стоит учитывать периодическую активность исламистов в Нигерии, вооруженные группировки целью своих атак зачастую избирают именно трубопроводы.
"Да и в целом Россия более заинтересована в том, чтобы в Европу поступало как можно меньше газа с направлений, альтернативных российскому, — говорит Юшков. — Поэтому заявления нигерийского министра выглядят, скорее, как пиар проекта, целью которого является привлечение инвесторов. Однако для той же Европы, например, значительно выгоднее было бы вложиться в строительство в Нигерии СПГ-завода, нежели в столь громоздкий трубопроводный проект".