Российские нефтяники могут не получить демпфер за сентябрь
Российские нефтяные компании при сохранении текущей ситуации на топливном рынке и без вмешательства властей могут лишиться обратного акциза в рамках демпфирующего механизма на топливо. Это произойдет в том числе из-за того, что высокая цена на зарубежных рынках и ажиотажный спрос на СПбМТСБ толкают цены на внутреннем рынке вверх.
Демпферный механизм компенсирует часть разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Нефтяным компаниям деньги выплачиваются из бюджета при превышении экспортными ценами индикативной цены, устанавливаемой государством. И наоборот, нефтяники платят в бюджет, если экспортные цены ниже индикативных цен, но такое случалось только в 2020 году, когда мировые котировки упали до минимальных значений. С 1 сентября заработала корректировка механизма, которая, по сути, сократила выплаты по топливному демпферу на 50%.
Текущая редакция Налогового кодекса предполагает, что если стоимость бензина или дизеля в 2023 году превысит определенный уровень (так называемую точку отсечения), то нефтяники не получат выплату демпфера из бюджета. Например, для дизеля она установлена в размере 53850 рублей за тонну +20%, то есть предельная планка составляет 64620 рублей. Сейчас это топливо на бирже торгуется по цене более чем 68 тыс. рублей за тонну.
Управляющий партнер "Петролеум трейдинг" Максим Дьяченко сообщил ИнфоТЭК, что если за август (официальные данные будут опубликованы ФАС 10 сентября) российские нефтяные компании уже обеспечили себе выплату демпфера за счет того, что в первой половине месяца их стоимость была ниже точки отсечения, то в сентябре без вмешательства властей, скорее всего, они уже не смогут претендовать на этот налоговый вычет.
"По сентябрю, если никаких мер не будет принято – не представляю, как мы выйдем из ценового кризиса. Самым эффективным решением может стать повышение экспортной пошлины на нефтепродукты, чтобы уровнять экспортный нетбэк с внутренними ценами. Более жесткая мера – запрет экспорта, может привести к снижению переработки и еще большим проблемам", – сказал он.
Управляющий партнер "Петролеум трейдинг" заметил, что сейчас на СПбМТСБ наблюдается ажиотажный спрос на топливо, где объемы скупаются буквально в считанные секунды после начала торгов, а также большой диспаритет между ценами на бирже и в мелком опте.
"Цены на местах по дизелю уже на 10 тыс. за тонну оторвались от биржевых, когда обычно разница между оптом и мелким оптом составляла примерно 2 тыс. рублей на тонну. Когда такая разница, то все хотят купить на бирже. Из-за этого в том числе спрос очень высокий, на это накладывается сезон уборки урожая", – пояснил Дьяченко.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов также отмечал, что текущий демпферный механизм вряд ли можно назвать достаточно эффективным, так как в формуле учитывается цена на роттердамском рынке нефтяного сырья, стоимость доставки, вывозная таможенная пошлина — все в долларах США за 1 тонну. При этом Россия в настоящий момент на этот рынок топливо не поставляет. Эксперт отметил, что учитывается и долларовая цена нефти марки Urals и North Sea Dated, а также курс рубля к доллару.
"Безусловно, ослабление рубля имеет свои положительны стороны для государства — растут зависимые от него налоги (например НДПИ на нефть), бюджет наполняется активнее. Но и налоговые вычеты вроде демпфирующей надбавки тоже растут. У меня лично сложилось мнение (и мое мнение может не совпадать с мнением остальных экспертов АЦ ИнфоТЭК), что ответственные лица не в полной мере продумали реформы налогообложения в части нефтепродуктов, которые они проводили в течение последнего календарного года", – заметил он.
По последним данным Минфина, в августе российский бюджет выплатил нефтяникам 185,9 млрд рублей, что на 68,3% больше уровня июля и на 7,2% августа прошлого года. Совокупно с января по август демпфер сократился в 1,76 раз, до 838,9 млрд рублей.