Росгеология снизит расходы за счет проектов на шельфе и ликвидации научных судов

Холдинг Росгеология намерен реструктуризировать кластер "Шельф" и избавиться от части научно-исследовательских судов (НИС), чтобы стабилизировать финансовое положение компании. Соответствующие меры предусмотрены планом финансового оздоровления, следует из годового отчета предприятия.
Ранее руководство "Росгео" неоднократно заявляло о необходимости списания неиспользуемых судов. По данным на апрель 2025 года, из 18 единиц флота активно эксплуатируются лишь пять. Основными причинами простоя стали санкционные ограничения, устаревание техники и сокращение заказов на морскую геологоразведку. Содержание одного судна обходится холдингу в 200 млн рублей ежегодно, а затраты на пятилетний капремонт достигают 500 млн рублей.
В 2024 году инвестиции в кластер "Шельф" составили 820 млн рублей, из которых 665 млн рублей были направлены на ремонт НИС. Это около 30% от общего объема капвложений холдинга (2,184 млрд рублей). Первоначально планировалось вложить в развитие морской геологоразведки 1,2 млрд рублей, однако расходы удалось сократить за счет переноса ряда проектов, включая ремонт судна "Академик Карпинский" и закупку оборудования для НИС "Бавенит".
В отчете отмечается, что холдинг оптимизировал затраты на содержание флота, а также минимизировал закупки топлива и материалов. Ремонтные работы по возможности выполнялись силами предприятий кластера, в который входят "Союзморгео", "Севморнефтегеофизика", "Южморгеология" и другие дочерние структуры.
По итогам 2024 года Росгеология сохранила лидерство на рынке морской сейсморазведки (65% в РФ) и инженерных изысканий (18%). Предприятия кластера выполнили 73 контракта с совокупной выручкой 4,67 млрд рублей, задействовав восемь судов.
Финансовые показатели холдинга остаются негативными: убыток по МСФО за 2024 год достиг 8,8 млрд рублей (на 51% больше, чем годом ранее), а по РСБУ — 15,1 млрд рублей против прибыли в 357,6 млн рублей в 2023-м. Основными причинами стали снижение выручки, рост затрат и увеличение долговой нагрузки из-за высокой ключевой ставки.
В октябре 2024 года компания допустила дефолт по облигациям на 6 млрд рублей, а с начала 2025-го столкнулась с проблемами при выплате купонов. Для поддержки холдинга правительство утвердило дорожную карту, включающую рефинансирование долгов и закрепление за "Росгео" статуса единственного поставщика услуг в рамках госпроекта "Геология: возрождение легенды". Среди дополнительных мер — выход на рынок поискового бурения, оптимизация расходов и развитие добывающего направления. Компания также рассчитывает на господдержку в урегулировании проблемных контрактов и компенсации части затрат.
В начале июня ИнфоТЭК сообщал, что топ-менеджер Россельхозбанка" Кирилл Левин возглавил Росгеологию на 5 лет.