Правительство может снять запрет на экспорт бензинов АИ-92 и АИ-95
Правительство РФ обсуждает возможность снятия запрета на экспорт бензинов. Экспортные послабления могут получить АИ-95, АИ-92, а также бензины с более низким октановым числом.
Эту информацию журналистам подтвердил министр энергетики России Николай Шульгинов. Таким образом, если решение будет принято, то частичный запрет экспорта будет снят почти со всего объема топлива, производимого в России.
Временное ограничение на экспорт бензина и дизеля было введено с 21 сентября. 6 октября кабмин снял ограничения на экспорт дизтоплива по трубопроводам в морские порты для производителей, поставляющих на внутренний рынок не менее 50% от производства. При этом запрет на экспорт бензинов был сохранен.
Напомним, что Россия поставляет на внешние рынки преимущественно дизель, по бензинам объемы не особо существенные.
О том, что правительство обсуждает отмену экспорта топлива (в том числе бензина) говорил на прошлой неделе и вице-премьер России Александр Новак. Он отмечал, что этот сценарий возможен в случае возникновения перепроизводства того или иного вида топлива.
Новак уточнял, что вопрос отмены запрета экспорта обсуждается на каждом из штабов по ситуации с нефтепродуктами, то есть два раза в неделю.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов объяснил логику властей, ответив на вопрос почему запрет действительно может быть снят.
Дело в том, что высокий сезон спроса на автобензины в России уже завершился. При этом текущие котировки сейчас соответствуют розничным ценам, которые сформировались на отечественном рынке.
Эксперт пояснил, что в августе-сентябре котировки, а с ними и оптовые цены, поднялись до рекордных значений. Но при этом на внутреннем рынке действует механизм сдерживания розничных цен — крупнейшие федеральные сети АЗС по договоренности с правительством держат рост цен в пределах инфляции. "То есть к началу осени стало практически невозможно зарабатывать на продаже моторного топлива в рознице, если вы покупали бензины и дизель по сформировавшимся к тому моменту оптовым ценам, а продавали на том же уровне, что и крупнейшие федеральные сети (да, они вынуждены были торговать в убыток). В таких условиях многие независимые игроки предпочитали прекратить продажи на внутреннем рынке и просто вывезти топливо за рубеж. К этому их также подталкивал обвалившийся рубль", – сказал он.
Фролов добавил, что теперь оптовые цены позволяют торговать в розницу с прибылью. По итогам торгов на СПбМТСБ 8 ноября стоимость тонны АИ-92 в европейской части России снизилась на 0,72%, до 48 256 руб., АИ-95 — на 0,21% до 50 955 руб.
"Поводов вывозить топливо по "серым" каналам стало меньше, поэтому запрет на экспорт теряет актуальность", — подытожил он.