Перевозка российской нефти в Китай и Индию подешевела
Стоимость транспортировки российской нефти на ключевые на сегодняшний день рынки — в Индию и Китай — с начала года существенно сократилась.
Если в начале года перевозка нефти из портов Балтики в Северный Китай стоила $18 за баррель ($130/т), а отдельные спотовые сделки проходили по $26–27 за баррель, то сейчас этот показатель оказался ниже психологически важного уровня в $13,5 за баррель ($100/т): из Балтики в Северный Китай – $13,2 за баррель, или $96/т. Такие данные для ИнфоТЭК привел руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
В начале года Институт энергетики и финансов в рамках проекта Центра ценовых индексов Газпромбанка начал оценивать стоимость фрахта для российских нефтяных грузов на основе опроса российских судоходных компаний и трейдеров.
Конечно, текущие ставки фрахта по-прежнему остаются высокими, но, судя по данным института, они активно снижаются по мере перестройки рынка и логистики.
Сейчас, по словам Кондратьева, российский рынок вернулся к уровням сентября–октября прошлого года. Так, например, в текущее время стоимость транспортировки российской нефти в Западную Индию из Новороссийска составляет $6,8–7 за баррель, из портов Балтики – $9,5–10 за баррель.
Для сравнения, до введения эмбарго ЕС нефть отгружалась в портах Балтики и Новороссийске и через три-четыре дня оказывалась в европейских портах. Стоимость транспортировки колебалась в пределах $2–3 за баррель, перевозки осуществлялись в основном европейскими компаниями, а ставки фрахта котировались западными агентствами. Сейчас на западные компании, доминировавшие в перевозках российской нефти до 2022 года, приходится лишь 28% рынка.
ИЭФ ожидает дальнейшего снижения стоимости фрахта. По оценке Кондратьева, уже уже осенью транспортировка нефти из Новороссийска в Западную Индию может стоить $6 за баррель. Оптимизм связан с высоким предложением танкеров и со стабильным спросом на российскую Urals на новых рынках.
В долгосрочной перспективе устойчивость рынка зависит от развитости физической и коммерческой инфраструктуры – России нужен собственный большой танкерный флот, собственные ценовые агентства, собственный страховой клуб. Это позволит избежать ценовых "качелей", когда уход одного крупного иностранного игрока на недели, а иногда и на месяцы дестабилизирует рынок.