НПЗ смогут продолжить модернизацию мощностей по соглашениям с Минэнерго при переносе сроков

Нефтеперерабатывающие заводы, реализующие программы модернизации по соглашениям с Минэнерго, смогут рассчитывать на получение обратного акциза даже в случае переноса сроков их выполнения. Соответствующее постановление утвердило правительство России.
Нефтяники ранее заключили два вида инвестиционных соглашений с Минэнерго. В 2019 году было подписано 9 документов о модернизации НПЗ, которые дают право на возврат акциза на нефтяное сырье. Для этого необходимо было выполнить одно из условий: производство бензина класса 5 в объеме не менее 10% от объема переработки или инвестирование с 1 июля 2014 года по 1 января 2026 года не менее 60 млрд руб. Затем эти параметры были пересмотрены. По этим соглашениям был запланирован ввод 19 установок вторичной переработки нефти общей мощностью более 13 млн тонн в год. Инвестиции на тот момент оценивались в 464 млрд рублей.
В 2021 году была введена возможность получения инвестиционной надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 1 января 2031 г. для строительства новых производственных мощностей. Такие соглашения с Минэнерго подписал 21 НПЗ. В соответствии с документами запланированы ввод и реконструкция 50 технологических установок вторичной переработки нефти, а также вспомогательных установок с инвестициями в 1 трлн руб.
Завершение программы увеличит производство бензина более чем на 4,7 млн тонн в год, дизтоплива — на 31,8 млн тонн в год.
Однако санкционное давление и ограниченный доступ к оборудованию усложнили реализацию проектов, поэтому предприятия начали сдвигать сроки их выполнения. Правительство рассчитывает, что новые меры наряду с принятыми ранее позволят предприятиям завершить мероприятия, что положительно отразится на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Постановление предполагает, что Минэнерго не будет в одностороннем порядке расторгать соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей при нарушении сроков и финансирования мероприятий в 2023 году, если обязательства выполнены до конца 2025 года. При нарушении сроков реализации и финансирования в 2024 году соглашения не будут расторгнуты при условии внесения в них изменений с переносами сроков.
Для реализации программы модернизации НПЗ в качестве стимула получают налоговый вычет по акцизу на нефтяное сырье и демпфирующую надбавку.
"Для того чтобы они сохранили такую возможность и завершили модернизацию даже в случае смещения сроков в 2023–2024 годах, в Налоговый кодекс были внесены необходимые изменения. Постановление правительства подготовлено для их реализации", — говорится в сообщении.
Комментарий ИнфоТЭК:
В 2019 году вступил в силу финальный виток большого налогового маневра. В значительной степени он отменял ранее использовавшиеся налоговые стимулы для модернизации российских НПЗ. Большая программа модернизации действовала с 2011 года. В результате удалось увеличить глубину переработки с 70,5% до примерно 85%, а также полностью перейти на производство моторных топлив пятого экологического класса ("Евро-5"). Только на установки вторичной переработки с 2011 года российские нефтяные компании потратили порядка 1,5-2 трлн рублей.
Финальный виток большого налогового маневра фактически стимулировал не переработку и ее развитие, а активных экспорт, так как одним из изменений было снижение (а потом и обнуление с 1 января 2024 года) экспортных пошлин. В ответ на критику со стороны отрасли были предложены корректирующие механизмы (например, демпфирующая надбавка). Затем последовали соглашения о модернизации НПЗ. По сути в из рамках
Соглашения о модернизации НПЗ были предложены как один из механизмов, которые не только закрепляли существующие налоговые стимулы, но и обеспечивали их неизменность на весь срок действия договора.
В 2022 году против России были введены санкции, которые, в частности, запрещали поставки оборудования, технологий и услуг для нефтепереработки. Из-за них заводы, подписавшие соглашение о модернизации, оказались неспособны вовремя выполнить все заявленные работы. Проекты пришлось пересматривать, искать альтернативных поставщиков, сдвигать сроки. Правительство ожидаемо пошло навстречу российским нефтяным компаниям в условиях форс-мажора. Это гарантирует завершение текущего этапа программы модернизации — пусть не в 2027-м, а до начала 2030-х годов.