"Новатэк" планирует в этом году удвоить сеть СПГ-заправок для грузовиков

"Новатэк" планирует в этом году удвоить сеть СПГ-заправок для грузовиков
Фото: Новатэк

"Новатэк" планирует в этом году удвоить свою сеть СПГ-заправок, с 18 действующих – до 36 единиц. Это позволит магистральным грузовикам, которые являются основными потребителями СПГ как газомоторного топлива, осуществлять рейсы из Москвы по ключевым трассам в центральной части России.

При этом компания пока не вышла на самоокупаемость бизнеса из-за низкой загруженности. По словам заместителя директора департамента газификации и маркетинга СПГ на внутреннем рынке "Новатэка" Александра Хрикулова, загруженность действующих СПГ-заправок составляет порядка 20%, при целевом уровне в 50%, который как раз обеспечит рентабельность.

Количество грузового транспорта на СПГ в России будет расти только при наличии СПГ-заправок, поэтому "Новатэк" и занимается их возведением. Сейчас грузовики на СПГ могут осуществлять рейсы из Москвы в сторону Петербурга, Нижнего Новгорода, в Самару, Уфу, а также в Челябинск и Екатеринбург.

В этом году компания планирует открыть в том числе 6 новых СПГ-заправок на юге России, чтобы грузовики на СПГ могли ездить из Москвы в Краснодар. Также компания договорилась с 4 партнерскими СПГ-заправками за Уралом, что позволит уже совершать рейсы в Сибирь, в сторону Томска.

При этом "Новатэк" пока не планирует дальнейшего увеличения числа заправок, а хочет нарастить загрузку на действующих направлениях, так как пока не совсем ясно насколько вырастет спрос на СПГ в этом сегменте.

"Нам нужно где-то около 10-11 тысяч новых машин, которые бы появились на рынке для выхода на уровень необходимой рентабельности. Сейчас на рынке работает около 2 тысяч машин", – сказал он.

Хрикулов заметил, что доля СПГ-грузовиков от всей новой продаваемой техники в России может уже в 2026-2027 годах вырасти до 10%. Он также рассказал, что сейчас на рынке России представлены шесть СПГ-грузовиков: Камаз К5, Sitrak C7H, FAW J7, а также чуть менее доступные Валдай 45, МАЗ-54AO2N и Shacman X600.

По данным "Новатэка", СПГ сильно дешевле дизельного топлива. По расчетам компании, если на 1000 рублей на дизтопливе можно проехать 44 км, то на СПГ – уже 71 км, то есть при годовом пробеге в 150 тыс. км экономия на топливе для одного грузовика составляет более 1,2 млн рублей в год.

Хрикулов подчеркнул, что владельцам грузовиков не стоит ждать необоснованного роста цен на СПГ, так как его стоимость привязана к цене дизельного топлива и размер дисконта будет сохраняться. Компания также готова предоставить беспроцентный займ от 2,5 млн рублей на приобретение грузовиков на СПГ с лизинговыми платежами при условии использования СПГ-заправок компании.

В "Новатэке" напомнили, что СПГ-топливом активно заправляются в Китае. По данным на 2024 год, там работают порядка 1 млн грузовиков на СПГ, а число КриоАЗС насчитывает 8 тыс. единиц, при этом доля седельных тягачей от всей новой продаваемой техники достигает 54% (или 174 тыс. единиц в год), на дизтопливо приходится лишь 27% (или 88 тыс. единиц в год).