Казахстан будет наращивать отгрузки нефти через Азербайджан

Казахстан будет наращивать отгрузки нефти через Азербайджан
Фото: Pavel Mikheyev/Reuters

Казахстан намерен увеличить отгрузку нефти через Азербайджан, заявил президент республики Касым-Жомарт Токаев на брифинге для СМИ по итогам переговоров с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым.

"Сегодня нашей приоритетной задачей является дальнейшая диверсификация поставок энергоресурсов на мировые рынки. Как вы знаете, благодаря нашим договоренностям в этом году через Азербайджан состоялась отправка первой партии казахстанской нефти. Следующий шаг — увеличение объемов поставок и придание им долгосрочного, стабильного характера", — отметил Токаев.

ИнфоТЭК на прошлой неделе подробно рассматривал, почему  Казахстану и иностранным инвесторам добычных проектов Кашаган, Тенгиз и Карачаганак невыгодны поставки по маршруту Актау-Баку. Основные причины — удлинение транспортного плеча и высокие тарифные ставки. Актау-Баку — это уже шестой нефтяной экспортный маршрут Казахстана, но при этом он самый протяженный (от Актау до Джейхана 2 100 км, по КТК до Новороссийска — 1 511 км) и самый дорогостоящий (до $100 за тонну нефти, тариф на КТК — $38,4).

При таких вводных расширение использования маршрута Актау-Баку не выглядит экономически привлекательным, особенно в условиях избытка экспортных мощностей. На сегодняшний день суммарная проектная мощность нефтяных экспортных маршрутов Казахстана (без учета железнодорожных перевозок в Центрально-Азиатском регионе) составляет 139 млн т в год, что более чем в два раза превышает объем отправленной на экспорт нефти в 2022 году — 64,3 млн т. На маршруты через Россию пришлось 62,7 млн т, или 97,5% от всего нефтяного экспорта Казахстана 2022 года.

По оценкам ИнфоТЭК, акционеры системы Баку — Тбилиси — Джейхан за счет дополнительных объемов прокачки в 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год получат доход до $120 млн (не считая налоги и другие отчисления). А акционеры КТК, в том числе ключевые участники проектов Тенгиз (Chevron и ExxonMobil), Кашаган (Eni, ExxonMobil, Shell) и Карачаганак (Shell, Eni, Chevron), при снижении объемов прокачки в Новороссийск недосчитаются по максимуму около $60 млн годовых доходов.