Кому выгодно возрождение ККСТ?

Зачем Астана реанимировала нефтяной маршрут Актау–Баку–Джейхан

Кому выгодно возрождение ККСТ?
Фото: www.asco.az

В конце марта 2023 года из Актау в Баку пришел первый танкер с 6900 т казахстанской нефти. Резонный вопрос: зачем Астана запустила новый маршрут экспорта жидких углеводородов, если транспортный потенциал страны позволяет продавать за рубеж вдвое больше сырья, чем республика может в настоящее время предложить иностранным импортерам?

Забытый маршрут

В августе 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручение компании "КазМунайГаз" (КМГ) развивать морские перевозки нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю в Азербайджан и далее на мировые рынки по экспортным азербайджанским трубопроводам. Другими словами, реанимировать так называемую Казахстанскую каспийскую систему транспортировки (ККСТ).

Соглашение по содействию и поддержке транспортировки нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы Баку–Тбилиси–Джейхан было подписано в июне 2006 года в Алма-Ате президентами Ильхамом Алиевым и Нурсултаном Назарбаевым. Оно предусматривало последовательное увеличение транзита казахской нефти через Азербайджан с 500 тыс. барр. нефти в сутки (25 млн т в год) до 750–1200 тыс. барр. в сутки (37–60 млн т в год). Из заявленных объемов до 20 млн т в год должны были транспортироваться в Баку танкерами, а до 40 млн т в год – по подводному Транскаспийскому нефтепроводу, который, правда, еще предстояло построить.

В 2006 году базовым мотивом для создания ККСТ стали планы Астаны по увеличению добычи нефти в Казахстане до 150 млн т в год, а экспорта – до 130 млн т в год. Для отправки за рубеж заявленных объемов ККСТ действительно была необходима, так как в 2006 году суммарная мощность нефтяных экспортных маршрутов Казахстана составляла 75 млн т сырья в год.

Но затея с ККСТ не задалась: небольшие партии казахской нефти в Баку танкерами доставлялись и до 2023 года, но ни о 25 млн т в год, ни тем более о 60 млн т речь после 2006 года уже не шла.

Причины фиаско ККСТ лежат на поверхности. Во-первых, стороны не смогли договориться о распределении доходов от проекта на маршруте Актау–Баку. Азербайджан хотел транспортировать казахскую нефть танкерами Каспийского морского пароходства, Казахстан настаивал на перевозках своими, специально построенными под ККСТ гигантскими (для Каспия) танкерами дедвейтом 75 тыс. т по ценам в три раза ниже предложенных "Каспаром".

Во-вторых, на гигантские объемы добычи нефтяная отрасль Казахстана, вопреки прогнозам, не вышла (в 2022 году суммарно было добыто 84,2 млн т).

В-третьих, пока ККСТ буксовала, наращивалась мощность действующих на территории Казахстана нефтепроводов, а также создавались новые, альтернативные Каспийской системе маршруты.

В итоге в настоящее время на территории Казахстана берут начало четыре экспортных нефтепровода: КТК (Россия, пропускная способность – 67 млн т в год), Узень–Атырау–Самара (Россия, проектные 30 млн т), Атасу–Алашанькоу (Китай, 20 млн т) и Кенкияк–Кумколь (Китай, 10 млн т). Есть еще пятый маршрут: танкерами в Баку и далее железнодорожными цистернами на приобретенный Казахстаном Батумский терминал (Грузия, 12 млн т), а затем вновь танкерами, но уже по Черному морю.

Таким образом, суммарная проектная мощность нефтяных экспортных маршрутов Казахстана (без учета железнодорожных перевозок в Центрально-Азиатском регионе) составляет 139 млн т в год. Этих мощностей Казахстану с избытком хватило для отправки на мировые рынки в 2022 году 64,3 млн т нефти.

Хроника реанимации

И тем не менее ККСТ была Астаной официально реанимирована (хотя де-факто действовала, но на очень "малых оборотах", и до 2023 года). Формально возрождение этого маршрута было осуществлено по двум причинам. Первая – логистическая: нефть, дошедшая до Джейхана, может затем транспортироваться танкерами потребителю, находящемуся в любой географической точке мира. Вторая – геополитическая: США и ЕС ввели против России десять пакетов нелегитимных экономических санкций (готовится 11-й) и требуют, в том числе от Астаны, максимального экономического дистанцирования от Москвы.

С дистанцированием в сфере нефтяного транзита у Астаны пока плохо получается: в 2022 году по КТК были экспортированы 52 млн т нефти, по магистрали Узень–Атырау–Самара – 8,4 млн т, из Актау на Новороссийск (танкерами по Каспию в Махачкалу и далее по железной дороге к Черному морю) – 2,3 млн т. Итого 62,7 млн т, или 97,5% от всего нефтяного экспорта Казахстана 2022 года. Еще 1,26 млн т были прокачаны в Китай по трубе Атасу–Алашанькоу, около 0,2 млн т перевезены железнодорожными цистернами в Батуми, и 0,25 млн т доставлены в Баку (0,14 млн т – на Бакинский НПЗ и 0,11 млн т – на Сангачальский терминал для прокачки по БТД).

Формально 0,11 млн т нефти Казахстана, прокачанные в 2022 году по БТД, – это работа ККСТ, но в Баку и в Астане считают (в чистых пиар-целях), что реанимированная Каспийская система заработала только в марте 2023 года.

Масштабы реанимации пока невелики: в соответствии с соглашением, подписанным Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) и "Казмунайгазом", танкеры "Каспара" должны перевозить из Актау в Баку ко входному фланцу БТД до 1,5 млн т нефти в год.

О доставке в Баку 3,5 млн т нефти, которую планировалось прокачивать по нефтепроводу Баку–Супса (мощность – 7,5 млн т в год, Супса – терминал на черноморском побережье Грузии), речь пока не идет.

Кто выиграет, кто потеряет

Что в результате реанимации ККСТ получили участники этого проекта? Казахстан – шестой нефтяной экспортный маршрут: самый протяженный (от Актау до Джейхана 2100 км, по КТК до Новороссийска – 1511 км), самый дорогостоящий (до $100 за тонну нефти, тариф на КТК – $38,4), но соотнесенный с "любой географической точкой мира".

КТК также дает выход в любую точку мира, правда, после прохода танкеров через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.

"Каспар", учитывая планируемую частоту танкерных рейсов из Актау в Баку (12–14 в месяц), обеспечит стабильной работой два-три своих судна, или 10–15% флотилии в составе 20 танкеров.

Конкурирующая с "Каспаром" казахская флотилия "Казмортрансфлота" (восемь танкеров) пока из танкерной схемы ККСТ выведена.

Акционеры БТД за счет дополнительных объемов прокачки в 1,5 млн т казахской нефти в год получат доход до $120 млн (минус налоги и другие отчисления). В числе минусов, соотнесенных с ККСТ, – увеличенная с 1 млн барр/сут (50 млн т в год) до 1,2 млн барр/сут (60 млн т в год) и не востребованная пропускная способность БТД. Подвели акционеров БТД проекты Азери–Чираг–Гюнешли (прогнозируемый проектный максимум добычи – 60 млн т в год, реальный максимум в 2010 году – 40 млн т, в 2022 году добыто 20 млн т) и ККСТ (вместо ожидаемых 25–60 млн т казахской нефти в год – 1,5 млн т, предусмотренные соглашением между ГНКАР и КМГ). В итоге в 2023 году суммарная прокачка нефти Азербайджана, Туркменистана и Казахстана по БТД обещает составить 30 млн т (загрузка мощностей трубопровода – 50%). Такие же объемы были прокачаны по БТД и в 2021 году (в то время по трубе на Джейхан шла еще и каспийская нефть "Лукойла"), и в 2022 году. То есть 1,5 млн т казахской нефти лишь обеспечат – в краткосрочной перспективе – сохранение статус-кво поставок по БТД.

Акционеры КТК, в том числе ключевые участники проектов Тенгиз (американские Chevron, 50%, в КТК – 15%, и ExxonMobil, 25%, в КТК – 7,5%), Кашаган (итальянская Eni, 16,81%, в КТК – 2%, ExxonMobil – 16,81%,  Shell – 16,81%, в КТК – 7,5%) и Карачаганак (Shell – 29,5%, Eni – 29,5%, Chevron – 18%), при снижении объемов прокачки в Новороссийск (в случае переориентации на Баку 1,5 млн т казахской нефти) недосчитаются, считая по максимуму, $60 млн годовых доходов. Eni, имеющая в БТД 5% долевого участия, и ExxonMobil (2,5%) определенные компенсации за потерянные на маршруте КТК доходы на маршруте из Баку в Джейхан, конечно, получат.

Потребители легкой азербайджанской нефти сорта Azeri Light (содержание серы – 0,16%) на выходе из БТД на терминале в Джейхане получат микс из качественного сырья Азербайджана и высокосернистой (18% на Кашагане, 12–13% на Тенгизе) нефти Казахстана. В итоге ККСТ "обеспечит" сернистость нефти, поступающей из Баку в Джейхан, в среднем равную 1,4%.

Зато после официальной реанимации ККСТ Астана получила небольшой, но все же аргумент, символизирующий дистанцирование лояльного к коллективному Западу Казахстана от бомбардируемой нелегитимными санкциями России.

Ну хоть что-то…