Европа готовит экоудар по своим НПЗ

Европа готовит экоудар по своим НПЗ
Фото: Omer Messinger / Getty Images

Европа, которая итак планирует к 2035 году отказаться от продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, намерена еще больше усугубить непростую жизнь своих НПЗ, чувствующих себя неуверенно в условиях надвигающегося энергоперехода.

В частности, Еврокомиссия предложила начать вводить экологический стандарт Евро-7, чтобы сократить загрязнение воздуха выхлопными газами новых автомобилей. При этом в заявлении подчеркивается, что "зеленый курс" предполагает сохранение доступности автомобилей для потребителей, а также поддержание конкурентоспособности этой отрасли. За счет чего это будет сделано на практике — пока не понятно.

Напомним, что Европа, а за ней и весь мир постепенно переходит на новые экостандарты бензина и дизеля, которые в прошлом существенно отразились на экологической ситуации: от грязного Евро-2 все перешли к более чистому Евро-5, который сейчас используется и в России.

Европа с 2015 года начала переход к Евро-6, который отличается по своему воздействию на экологию от предшественника довольно незначительно, лишь меньшим содержанием серы. Разница же Евро-6 от Евро-7 еще менее ощутима, однако инвестиций такой переход потребует колоссальных.

Чиновники объяснили, что в 2035 году все продаваемые в ЕС легковые автомобили и легкие грузовики будут иметь нулевые выбросы CO2. Однако, даже в этом случае в 2050 году более 20% автомобилей и легких грузовиков будут продолжать ездить на бензине и дизеле, поэтому, по их задумке, Евро-7 позволит уменьшить выбросы этих транспортных средств.

Эксперт ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отнесся к предложениям еврочиновников с традиционным ему скепсисом и назвал эту идею вредной и несвоевременной.

"Если бы я был конспирологом, то заподозрил бы, что европейские власти пытаются с помощью слегка абсурдных в текущих условиях предложений наказать нефтегазовые компании, которые отказываются делиться чистой прибылью и проявлять избыточную солидарность с европейскими властями. Уж очень много сейчас подобных предложений", — сказал эксперт.

По его словам, разговоры о введении норматива Евро-7 идут уже не первый год, однако этот переход потребует десятков миллиардов долларов вложений со стороны нефтегазовых компаний.

Он пояснил, что эффект для экологии от внедрения Евро-7 может оказаться несоразмерен вложенным средствам в модернизацию, так как каждый новый шаг по снижению серы в топливе дается для нефтяников все тяжелее и затратнее, а эффект становится все менее заметным.

"Разница между Евро-2 и Евро-3 была довольно существенной. Между Евро-3 и Евро-4 поменьше, но заметна. Между Евро-4 и Евро-5 гораздо меньше — и так далее. Когда мы начинаем бороться за отдельно взятый элемент, например, за содержание серы, в какой-то момент мы неизбежно приходим к тому, что наши затраты становятся несоразмерны эффекту", — подчеркнул он.

Фролов заметил, что для перехода на Евро-7 становится необходимым технологическое решение по смазыванию деталей автомобиля, так как при снижении серы в бензине повышаются требования к маслам.

Более того Европа такими решениями ухудшает ситуацию и для машиностроения. Он напомнил, что авторынок в Европе не растет, поэтому многие производители уже сейчас думают перенести заводы в другие страны. Переход на Евро-7 же усугубит и так непростую ситуацию.

Эксперт также считает довольно странной логику предлагать нефтяникам вложить десятки миллиардов долларов в модернизацию нефтепереработки и одновременно ставить перед фактом запрета к 2035 году продаж новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

"Успеют ли они отбить эти средства? Или предполагается, что вложенные средства будут отбиваться за счет населения и роста цен на моторное топливо? То есть таким нехитрым способом людей будут склонять к покупке электромобиля или гибрида? Если план такой, то да, введение Евро-7 можно объяснить", — считает Фролов.

Эксперт уверен, что даже в этом случае в текущей обстановке подобная мера выглядит избыточной.

"Неплохо было бы подождать окончания энергетического кризиса. И вот после этого, с холодной головой, принимать меры об ужесточении законодательства в области моторных топлив", — посоветовал европейским чиновникам российский эксперт.