ЕС в начале 2026 года может ввести полный запрет на импорт российской нефти

ЕС в начале 2026 года может ввести полный запрет на импорт российской нефти
Фото: Philipp von Ditfurth/dpa/Global Look Press.

Еврокомиссия в начале 2026 года выступит с предложением о полном запрете поставок российской нефти в Евросоюз. Об этом заявил Дан Йоргенсен, еврокомиссар по энергетике.

«В начале следующего года мы внесем законодательное предложение, чтобы запретить импорт всей российской нефти. Мы должны сделать это как можно скорее и не позднее, чем к концу 2027 года», — заявил Йоргенсен во время пресс-конференции.

Евросоюз ввел эмбарго на поставки российской нефти морским путем еще в 2023 году. Но Еврокомиссия «хочет полностью избавиться от российских энергоресурсов», добавил Йоргенсен.

Комментарий ИнфоТЭК:

Сейчас всего две страны в Евросоюзе получают российскую нефть — это Венгрия и Словакия. Общий объем — порядка 9,5 млн т. Для нашей страны это менее 2% от совокупной добычи, кроме того, эту нефть будет относительно легко перенаправить на другие рынки. А для Венгрии и Словакии прекращение поставок создаст проблему.

Будет несправедливо сказать, что проблема нерешаема — ранее Чехия уже отказалась от импорта российской нефти, продемонстрировав, что даже для удаленных от моря стран, которые получали сырье по «Дружбе», такой отказ вполне возможен. Но это потребовало денежных вложений, изменения схемы поставки, пула продавцов и, что особенно важно, надежность снизилась. То есть те схемы, которые раньше можно было воспринимать в качестве аварийных, временных, теперь становятся основными. Это автоматически снижает энергобезопасность импортера.

По сути, руководство Евросоюза пытается сделать отказ от российской нефти первым шагом на пути полного отказа от ископаемого топлива. Еврокомиссия полагает, что в обозримом будущем потребление нефти в ЕС в целом будет сокращаться, а потому дополнительные затраты и последующие трудности, с которыми сталкиваются европейские импортеры после отказа от российского сырья, носят временный характер. Настоящая проблема возникнет, когда потребление нефти начнет восстанавливаться, а сроки отказа от ископаемого топлива придется сдвигать на неопределенную перспективу.