Экспортную пошлину на уголь могут отменить с 1 мая
Действие экспортной пошлины на уголь может быть приостановлено на 4 месяца, начиная с 1 мая, пишет ТАСС со ссылкой на источники.
По данным агенства, соответствующий проект постановления правительства уже подготовлен.
Экспортная пошлина на уголь сначала была установлена с 1 октября 2023 г. и до конца 2024 г, размер ставки был привязан к курсу рубля. В частности, предполагалось, что при курсе 80-85 руб. за доллар США ставка такой пошлины составит 4%, при 85-90 руб. – 4,5%, при 90-95 руб. – 5,5%, при 95 руб. и более – 7%. В конце декабря действие данной меры было отменено, в том числе по причине низких цен на мировом рынке и ограничениями на провоз в восточном направлении по системе РЖД.
Тогда же Минфин заговорил о том, что рассматривается увеличение НДПИ для угольщиков с 1 апреля на 380 рублей за тонну. За счет этого планировалось получить в бюджет дополнительные 30-35 млрд рублей в квартал, однако вместо повышения НДПИ правительство вновь вернуло экспортную пошлину, начиная с 1 марта 2024 года. Срок действия меры был установлен до 28 февраля 2025 г.
Тем временем экспорт угля из России снижался в течение всего первого квартала, что было связано с низкой рентабельностью поставок, особенно через порты Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, где они и вовсе стали убыточными. ИнфоТЭК подробно разбирал основные причины отрицательной динамики . По данным Института энергетики и финансов, экспорт угля из России по итогам первого квартала составил 45,2 млн тонн, что на 12-13% ниже уровня как аналогичного периода прошлого года, так и предыдущего квартала. Экспортные цены на российский уголь в первом квартале вернулись к минимумам третьего квартала прошлого года, однако затраты на доставку угля с месторождения до порта и перевалку на судно выросли сразу по нескольким статьям.
"Возврат курсовой пошлины дополнительно изымает около 320-360 руб./т при экспорте из портов Балтики и АЧБ и 520-530 руб./т при экспорте из портов Дальнего Востока. В результате, в первой половине марта нетбэки экспорта энергетического угля (6000 ккал/кг) из Кузбасса в порты Балтики и Азово-Черноморского бассейна снизились до отрицательных значений, т.е. экспортные цены на уголь не покрывали затраты на доставку из Кузбасса, перевалку в порту и уплату курсовой пошлины. В результате ж-д отправки угля на Таманский терминал снизились с 1,7 млн т в декабре 2023 г. до 1,1 млн т в январе и практически обнулились в феврале 2024 года", — говорил ранее ИнфоТЭК старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов.