Эксперт Титов: отправка угля из Кузбасса в Индию по МТК "Север-Юг" пока малоперспективна
Два состава с кузбасским углем впервые отправились в Индию по международному транспортному коридору "Север-Юг", что могло бы стать стартовой точкой для развития нового направления экспорта российского угля, если бы не ряд осложняющих этот процесс нюансов.
РЖД сегодня сообщили, что уголь из Кемеровской области проследовал по восточной ветке МТК через Казахстан и Туркменистан до иранского порта Бендер-Аббас, где на туркмено-иранской границе был перегружен в вагоны колеи 1435 мм железных дорог Ирана. Из порта Бендер-Аббас кузбасский уголь будет отправлен морским транспортом в индийский порт Мумбаи.
Уголь был отправлен с шахты "Полосухинская", где ведется добыча коксующихся углей марок "Ж" и "ГЖ". Объем отгрузки был незначительным — 9,7 тыс. тонн. Планируемая оборачиваемость вагонов по данному маршруту составляет 45 суток.
Старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов @IEFnotes отметил ИнфоТЭК, что маршрут МТК "Север-Юг" для экспорта угля пока не может иметь больших перспектив с точки зрения объемов, так как имеет слишком много узких мест и неразвитую инфраструктуру.
"Текущее состояние инфраструктуры МТК Север-Юг позволяет осуществлять сквозные железнодорожные отправки в иранский порт Бендер-Аббас только по Восточному маршруту через Казахстан и Туркменистан (Серахс), а также при поставках по Каспию в порт Амирабад (на еще неэлектрифицированный участок ж/д). По западному участку МТК сквозные ж/д поставки в Иран с прицелом на Индию невозможны пока не построят участок Астара-Решт, а это будет только через несколько лет в оптимистичном сценарии", — отметил Титов.
Эксперт подчеркнул, что и по Восточному маршруту проезд пока испытывает много сложностей. Так, например, по данным опроса Argus, узким местом восточной ветки являются погранпереходы на границе Туркмении и Ирана — станции Серахс и Акяйла, где происходит передача грузов с российской колеи стандарта 1520 мм на колею шириной 1435 мм. Пропускная мощность Серахса, расположенного на юге страны, может составлять до четырех пар поездов в сутки, однако участники рынка сообщают, что станция с трудом справляется и с одним поездом, а нормативные сроки перегрузки не соблюдаются.
"То есть пока для увеличения перевозок угля по маршруту остается слишком много "узких" мест и неразвитой инфраструктуры. Поэтому в ближайшие 1-2 года "Север-Юг" не сможет перевозить объемы даже близко сопоставимые с традиционными направлениями экспорта: Северо-Запад, АЧБ или Восточный полигон", — уверен эксперт.
Так, по данным ИЭФ, в мае 4,4 млн тонн или 49% угля Кузбасса ушли на экспорт через порты Дальнего Востока и погранпереходы на Восточном полигоне, 1 млн т или 11% в порты Азово-Черноморского бассейна, 3,5 млн т или 39% в порты Северо-Запада. Еще 100 тыс. тонн было отправлено по другим направлениям.