Эксперт Фролов назвал две причины пандемии топливных кризисов по всему миру
В 2022 и 2023 годах во многих странах, как в развитых, так и развивающихся, вспыхнул ряд резонансных топливных кризисов, которые так или иначе затронули почти все страны в мире. Судьбой цен на бензин и дизель активно интересовались (и продолжают интересоваться) жители США, Франции, Южной Кореи, Японии и других стран. Не обошла эта проблема и Россию, но была решена временным запретом экспорта, а также обратной корректировкой демпфирующего механизма.
Недавно крупный топливный кризис охватил еще одну страну: Аргентину. Ситуация там приобрела настолько большой размах, что министру экономики Аргентины пришлось даже пригрозить ввести запрет на экспорт топлива, если компании не прекратят продавать относительно дешевое аргентинское топливо за рубеж, опустошая внутренний рынок.
"Аргентинская нефть – для аргентинцев. Я буду защищать внутреннее снабжение. Если к полуночи вторника не будет решена проблема со снабжением, то со среды не сможет выйти (из порта) ни одно судно для экспорта", – грозно заявил он.
Причем Аргентина столкнулась не только с ростом цен, но и с дефицитом предложения, которые обычно следуют друг за другом: нехватка топлива уже ощущается в провинциях Ла-Пампа, Чубут, Сальта, Тукуман, Жужуй и Кордова, где на АЗС выстроились огромные очереди.
Дефицит топлива возник в том числе из-за мер правительства, которое пыталось сдержать цены за счет их заморозки. В итоге страна столкнулась с другой проблемой – нехваткой предложения.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что топливные кризисы, которые сейчас вспыхивают с определенной периодичностью в разных странах по всему миру, связаны с двумя факторами. С одной стороны, у них есть чисто политическая составляющая.
"Бензин и дизельное топливо – социально значимые товары. Какой бы богатой ни была страна, для населения повышение цен на моторное топливо остается раздражающим фактором. Даже, казалось бы, богатые американцы смотрят на себя и понимают, что вчера они платили меньше. При этом им неинтересно, что в Аргентине люди тратят еще больше. Конкретно в их карман пытаются залезть", – объяснил он.
По его словам, ситуация становится еще сложнее, когда в стране грядут выборы. Например, даже в США цена топлива может оказать существенное влияние на ряд важных политических процессов. А в условиях уже слабой экономики, как в Аргентине, этот фактор становится еще более значимым.
"Сейчас Аргентина, в целом, поступает как США, грозит кулаком и обещает ограничить экспорт топлива. Но в отличие от штатов, которые так на это и не решились будучи нетто-экспортером, Аргентина, возможно, все-таки пойдет на эти меры", – добавил Фролов.
Эксперт заметил, что если смотреть более глобально, то в данный момент поставки и потребление нефти находятся в равновесии. Это означает, что цены на нефть достигли оптимально высокого уровня. Кроме того, из-за наложенных странами Запада ограничений на нефть и нефтепродукты России, стали перестраиваться логистические цепочки, что неминуемо привело к срыву поставок на отдельных направлениях: цены начали расти, а прекращение поставок из России в сентябре оказало дополнительное повышающее воздействие.
"Все это привело к тому, что производители топлива заинтересованы вывозить товар из страны, где платят меньше, в ту – где платят больше", – пояснил он.