Эксперт Белогорьев: рынок ЕС остается критически значимым для "Ямал СПГ" и "Криогаз-Высоцк"
Рынок Европы остается критически значимым для российских СПГ-проектов "Ямал СПГ" и "Криогаз-Высоцк". В январе-мае 2023 года на страны ЕС приходилось 92,4% всех поставок ямальского СПГ, в том числе 38,6% – на Бельгию, 21,9% – на Францию, 24,7% – на Испанию и 4,8% – на Нидерланды, сообщил ИнфоТЭК директор по исследованиям фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Белогорьев.
В 2022 году, по данным Eikon, "Ямал СПГ" экспортировал в Европу без малого 77,6% своего газа, в том числе в страны ЕС – 75,5%, доля Азии соответственно составила всего 22,4%.
"В целом, по сравнению с январем–маем 2022 года, суммарные поставки ямальского СПГ в ЕС сократились, но всего на 1,65%. При этом их резкое падение в Нидерланды (–66,5% г/г) и Францию (–42,3%) было компенсировано еще более впечатляющим ростом отгрузок в Испанию (+72,1% г/г) и Бельгию (+65,1%)", — отметил Белогорьев.
Высокий уровень поставок ямальского СПГ в Европу, по мнению эксперта, отражает контрактную структуру распределения его экспорта: ведущую роль в ней играют европейские компании TotalEnergies, испанская Naturgy Energy Group и бывшая Gazprom Marketing & Trading (ныне британская SEFE). Действие их контрактов истекает только в 2032–2038 годах.
"Поэтому призывы европейских политиков не продлять и не заключать контракты с Россией направлены, скорее, на новые СПГ-проекты. Хотя ввод в строй даже первой очереди "Арктик СПГ 2″, очевидно, может привести к дополнительным поставкам в Европу еще около 2 млн т в год по контрактам Repsol и Vitol", — добавил он.
Для завода "Криогаз-Высоцк" страны ЕС и Норвегия являются единственным рынком сбыта. В январе–мае 2023 года экспорт сохранился в четыре страны: Бельгию (60,8% всех поставок), Финляндию (19,4%), Швецию (11,2%) и Норвегию (8,6%).
"Для двух российских заводов – "Ямал СПГ" и "Криогаз-Высоцк" – рынок ЕС остается критически значимым, и возможные будущие проблемы с заходом на европейские регазификационные терминалы создадут для них большие логистические сложности", — добавил он.
По словам эксперта, в обоих случаях поставки в страны ЕС обеспечивают минимальное транспортное плечо для СПГ-танкеров. На плавание от "Криогаз-Высоцк" до бельгийского Зебрюгге газовоз затрачивает в среднем всего пять суток (используются небольшие танкеры грузоподъемностью от 10 до 30 тыс. куб. м). От Сабетты до Зебрюгге газовозам (грузоподъемностью от 161 до 174 тыс. куб. м) нужно в среднем 9–13 суток (круглогодично).
Для сравнения, транспортировка от Сабетты до китайских портов в летний период занимает обычно не меньше 20 суток, в зимний – порядка 40. Единичные летние рейсы в Индию длятся около 30 суток.
"Таким образом, при перенаправлении поставок из Европы на альтернативные рынки (даже если они будут быстро найдены) время доставки грузов увеличится в два-три раза, а в зимний период при движении по СМП в восточном направлении, возможно, до четырех-пяти раз. Это означает резкое снижение среднегодовой эффективности использования танкерного флота и необходимость его существенного расширения (даже с учетом создания перегрузочного терминала на Камчатке)", — отметил эксперт.
Ранее "Новатэк" объявил о планах реализации еще одного крупнотоннажного СПГ-проекта в Мурманске. Предполагается, что он будет состоять из трех линий по 6,8 млн т каждая. Первая линия завода может заработать в 2027 году, вторая — в 2029 году.
По реализованным проектам производство СПГ в России составляет около 33 млн тонн, с учетом проектов, находящихся в стадии строительства, заводов в Усть-Луге и "Арктик СПГ — 2", Россия выйдет на производство 66 млн тонн СПГ в год. К 2030 году планируется достичь показателя в 100 млн тонн.