Дисконт на российскую нефть на рынке Индии вернулся к норме
Дисконт на российскую нефть марки Urals в конце торговой недели, завершившейся 6 сентября, особенно на рынке Индии вернулся к нормальному значению, существовавшему и до 2022 года.
Согласно данным "Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора", дисконт на Urals по отношению к Brent на условиях FOB Приморск, Усть-Луга, Новороссийск составляет 17%, на условиях CIF в портах Индии — 5%.
Дисконт на нефть Siberian Light (FOB Новороссийск) – 10%, ВСТО (FOB Козьмино) – 7%, КТК-Р (Южная Озереевка) – 4%.Условия FOB подразумевают стоимость товара в порту отправления (без учета транспортных расходов до порта назначения). CIF – это цена с учетом транспортных расходов до порта назначения.
В июле 2024 года доля Индии в поставках российской нефти трубопроводным и морским транспортом составила 33%, страна занимает второе место по объемам потребления российской нефти после Китая (40%).
Индия в основном закупает российскую нефть Urals, в корзине импорта этой страны поставки из Приморска, Усть-Луги и Новороссийска составили в июле 75%. Доля арктической нефти сорта Arco, транспортируемой из порта Мурманск, составила 11%.
Кроме того, Индия закупает и малосернистую премиальную нефть ВСТО, отгружаемую из порта Восточный (терминала Козьмино), доля которой в июле 2024 года – 7%.
Комментарий ИнфоТЭК:
Наиболее интересными являются данные о стоимости российской нефти Urals в портах Индии. Нельзя не отметить, что дисконт минимален и в целом близок к нормам, существовавшим до 2022 года. За редким исключением, которые были связаны с кризисными явлениями на рынке (с избытком предложения легких и сверхлегких сортов), Urals всегда продавалась с небольшим дисконтом к Brent. На индийском рынке цена Urals близка к цене нефти, которую Индия импортирует из Ирака.
Пресловутый "разворот на Восток" произошел не моментально после 2022 года. Как отмечал вице-премьер РФ Александр Новак в своем выступлении на пленарной сессии Промышленно-энергетического форума TNF в 2023 году в Тюмени, не удалось бы перенаправить существенные объемы поставок нефти и нефтепродуктов на другие рынки без диверсификации экспорта, который шел последнее десятилетие. Как раз в 2023 году остро стояла проблема изменения логистических цепочек поставок российских углеводородов. И эта проблема обсуждалась не только в нефтегазовой столице России, но и на других центральных мероприятиях отрасли. Примечательно, что, судя по заявленной повестке TNF 2024 года (на повестку форума удобно ориентироваться, так как он является одним из центральных "прикладных" мероприятий российского нефтегаза), проблема логистики уходит на второй план.