Умение гордиться провалами

В Европе прошел третий тур совместных закупок газа

Умение гордиться провалами
Фото: Shutterstock

Завершился третий тур совместных закупок газа странами Европейского союза. Как и предыдущие два, он продемонстрировал отсутствие новых поставщиков, увеличившийся разрыв между запрашиваемыми и отбираемыми объемами, что не помешало Еврокомиссии в очередной раз объявить о небывалом успехе. Хотя даже количество компаний, заинтересованных в совместных закупках газа, сократилось.

Шаткое равновесие на газовом рынке Европы

В момент написания этих строк газовые фьючерсы на нидерландской бирже TTF перешагнули отметку в $600 за 1 тыс. куб. м. Это в 2,5 раза больше показателей, которые были зафиксированы в отдельные дни начала лета, когда европейские политики начали с осторожной уверенностью заявлять об окончании энергетического кризиса.

И хотя газовые котировки все же оперативно вернулись к уровням выше $300, заполненность подземных хранилищ газа вкупе с продолжающимся падением спроса вселяли в представителей ЕС оптимизм, который они натужно транслировали вовне. В то же время никто из европейских потребителей не имел возможности нарастить спрос, так как предложение в мировом масштабе практически не расширялось, а потребление в странах Азии росло (подробнее о взаимосвязи газовых рынков Европы и Азии читайте в аналитическом обзоре "Россия на газовом сверхрынке Евразии"). Так, за первые шесть месяцев года Китай увеличил спрос на 5,6% (до 194,1 млрд куб. м). Динамика второго полугодия позволяет предположить, что по итогам 12 месяцев этот показатель увеличится на 5,5–7%.

В таких условиях любая попытка нарастить спрос со стороны Европы привела бы к ценовому противостоянию со странами АТР. Аналогичный эффект могло оказать ограничение поставок или ускорение роста спроса со стороны Азии. Иными словами, положение к настоящему моменту сложилось очень шаткое. Достаточно было небольшого толчка, чтобы цены начали неконтролируемо расти.

И вот на этом фоне Евросоюз провел третий раунд совместных закупок газа.

Фальшивый рынок покупателя

Европа склонна переоценивать свой вес в качестве потребителя газа. Исходя из ложного предположения, что ЕС – рынок покупателя, выстраивалась вся современная модель газового рынка Старого Света.

В отдельные периоды времени возникали кризисы перепроизводства. Избыток предложения укреплял чиновников из Брюсселя в том, что они ведут газовый рынок Европы в правильном направлении. Но в 2021 году пришел мировой энергетический кризис, который ударил по ЕС и Великобритании сильнее, чем по прочим крупным экономикам. Оказалось, что если вы полностью доверяете свое ценообразование биржевой стихии и отказываетесь от нефтяной привязки в долгосрочных контрактах, то вы попадаете в весьма уязвимую позицию в случае, если возникнет нехватка предложения.

Такого рода кризис был не просто вопросом вероятности, он был неизбежен. Но Брюссель и Лондон понадеялись на европейский авось. Их надежды не оправдались. Под давлением высоких цен с конца 2021 года в Европе стало сыпаться потребление. В 2022 году процесс ускорился – спрос на газ в Евросоюзе и Великобритании, по данным Международного энергетического агентства, упал на 70 млрд куб. м. В 2023 году ситуация принципиально не изменилась. И если четвертый квартал не принесет каких-то удивительных сюрпризов, совокупное падение в ходе кризиса достигнет порядка 100 млрд куб. м.

Наблюдая столь печальный процесс, в котором поспешили обвинить Россию, европейские чиновники вновь обратились к идее "рынка покупателя". По сути, они решили, что если собраться всем вместе, то можно добиться более выгодных ценовых условий. Как это могло сработать при нехватке предложения – большая загадка.

Тем не менее осенью 2022 года началась предметная работа над механизмом совместных закупок "голубого топлива". Законодательное оформление этот механизм получил в декабре в рамках "Регламента солидарности". Его назвали AggregateEU.

Все, кроме России

Объем агрегированного спроса должен был составлять не менее 15% от мощностей хранения газа. Все, что было сверх этого объема, не регламентировалось. Иными словами, гарантированный объем совместных закупок составлял приблизительно 16,5 млрд куб. м в год. Но эта норма касалась только стран Евросоюза.

Участвовать в торгах имели право покупатели не только из ЕС, приглашались также страны энергетического сообщества Юго-Восточной Европы (к примеру, Украина). А вот компании из Великобритании или Швейцарии могли выступать только в качестве продавцов. В целом в качестве поставщика могла выступать любая компания, главное, чтобы она не была связана с Россией.

По сути, создавалась еще одна торговая площадка, но руководство Евросоюза этот факт старательно отрицало. Звучали заявления о том, что это не просто площадка, что AggregateEU "может принести особую выгоду <…> небольшим компаниям или компаниям в странах, не имеющих выхода к морю, которые могли бы извлечь выгоду из агрегирования спроса – учитывая размер их спроса или отсутствие у них опыта заключения контрактов на сжиженный природный газ". В общем, торговая площадка, но не совсем.

Первую совместную закупку страны провели в мае 2023-го.

Отрицательный успех

Результаты первого тендера были объявлены сверхуспешными. Об этом написали и российские СМИ, отметив вслед за заместителем главы Еврокомиссии Марошем Шефчовичем, что покупатели подали заявки на 11,6 млрд куб. м, а поставщики предложили 13,4 млрд куб. м. "Это ‎не ‎что‏ ‎иное,‏ ‎как‏ ‎выдающийся ‎успех.‏ ‎Это ‎показывает,‏ ‎что ‎мы‏ ‎были‏ ‎правы, ‎объединив ‎наши‏ ‎потребности, ‎используя ‎коллективную ‎силу‏ ‎притяжения ‎Европы‏ ‎и‏ ‎работая ‎вместе, ‎чтобы ‎заполнить ‎наши ‎газовые ‎хранилища ‎к‏ ‎следующей ‎зиме", – заявил Марош Шефчович.

Правда, если ознакомиться с его речью чуть подробнее, то быстро выяснится, что заявления о небывалом успехе – это не более чем пустое бахвальство, так как отобрать из предложенных объемов удалось 10,9 млрд куб. м, то есть на 0,7 млрд куб. м меньше, чем требовалось. А сами поставки должны были осуществляться с июня 2023 по май 2024 годов.

"Успешный" механизм после первого тура донастроили – расширили сроки закупки и упростили доступ на торги промышленным потребителям. Прошедший в начале июля второй тур охватывал срок поставки с августа 2023 по март 2025 годов. Он оказался еще "успешнее" первого. Было подано заявок на 15,92 млрд куб. м, поставщики предложили 15,19 млрд куб. м, отобрать удалось 12 млрд куб. м. Разрыв между запрошенными и отобранными объемами увеличился. Что не помешало заявить об очередной победе, ведь отобранные в первом туре на 12 месяцев 10,9 млрд куб. м газа были явно меньше, чем отобранные на 20 месяцев во втором туре 12 млрд куб. м.

С этого момента Еврокомиссия вступила на скользкую дорожку информационного жонглирования, без которого разглядеть успех было бы проблематично.

Наконец, в начале октября были подведены итоги третьего тура совместных закупок газа.

Упоминавшийся ранее Марош Шефчович вновь доложил о нарастающем уровне успеха: "Этот раунд принес нам рекордный совокупный спрос – 16,49 млрд куб. м, основанный на заявках, поданных 39 европейскими компаниями". По его мнению, "это доказывает, что компании заинтересованы в совместной закупке газа как возможности повысить надежность поставок и договориться о более выгодных ценах". А на наш взгляд, это свидетельствует о том, что количество компаний, которые подают заявки в рамках механизма совместных закупок, не выросло, а сократилось. В первом туре участвовало 64 компании и более ста зарегистрировались в системе.

Но главное – не количество заявителей, а отобранные объемы. Предлагаемые поставки составили 18,1 млрд куб. м, но из этого объема удалось отобрать 11,86 млрд куб. м. Разрыв между заявленными и отобранными объемами вновь увеличился – до 4,63 млрд куб. м. Практически как за первый и второй туры вместе взятые.

Если сохранится такая тенденция, то во время следующих туров Еврокомиссии придется особенно изощренно изворачиваться, чтобы подчеркнуть успешность платформы совместных закупок.

Но проблема даже не в этом. И не в том, что от создания механизма совместных закупок новые поставщики не образуются, а ждать избытка предложения раньше 2025–2027 годов не приходится. Проблему обозначил агентству Platts заместитель главы директората по энергетике Мэттью Болдуин. В начале октября он заявил, что Еврокомиссия получает "сравнительно мало" информации об объемах реально законтрактованного газа по результатам совместных закупок, так как покупатели и поставщики не обязаны информировать европейские власти о своих коммерческих договоренностях.

Сомнительная успешность совместных отборов омрачается еще и тем фактом, что далеко не все отобранные объемы газа могут быть законтрактованы. Прекрасная демонстрация "коллективной силы притяжения Европы". Ждем новых побед.

Об авторе

Александр Фролов
Александр Фролов
Главный редактор ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Все статьи автора

Аналитика на тему