По мере приближения 2025 года актуализируется дискуссия относительно сохранения транзита российского газа в Европу через Украину. Подобное напряжение возникало всегда, когда заканчивались долгосрочные контракты на транспортировку российского газа через украинскую территорию: и в 2019, и в 2009 годах и ранее. В прошлом, политическая составляющая также присутствовала в ходе переговоров "Газпрома" и собственника украинской газотранспортной системы, но в публичную плоскость она не переходила. Теперь же именно вопрос политики является основным в вопросе сохранится ли транзит российского газа через Украину или нет.
Киев — отказник
Представители Украины вроде бы солидарны в том, что российский газ в будущем пропускать нельзя. Но есть нюансы. Часть украинских чиновников говорит о том, что их страна не будет продлевать действующий контракт. В марте 2024 года украинский министр энергетики Герман Галущенко сказал, что Киев не будет пролонгировать действующий контракт и подписывать допсоглашений к нему. А глава правления "Нафтогаза" Алексей Чернышев заявляет, что транзита не будет вообще, без привязки к старому, либо новому контракту. Т.е. в первом случае еще остается вариант продолжения транзита, но на новых формальных основаниях, а во втором — нет.
Российская сторона также не хочет продлевать существующий контракт, так как "Газпрому" он невыгоден. Например, по условиям контракта, концерн должен был прокачивать 109,5 млн куб. м. в сутки, если он этого не делал, то все равно заплатил бы – условие "качай или плати". Нельзя переносить объемы прокачки даже на сутки.
К тому же у "Газпрома" и Киева есть взаимные претензии по действующему контракту. В 2022 году Оператор газотранспортной системы Украины перестал прокачивать российский газ по южному маршруту. Транзит через газоизмерительную станцию "Сохрановка" закрыт из-за того, что часть газопровода теперь находится на территории ЛНР. Киев фактически закрыл вентиль дальше по "течению трубы". Таким образом нарушается пункт контракта, по которому "Газпром" имеет право выбирать маршрут транзита. А украинская сторона обвиняет "Газпром" в том, что он нарушает условие "качай или плати", так как в результате остановки южной ветки газопровода, он сократил плату за транзит на тот объем, который Киев не принимает к прокачке через ГИС "Сохрановка". Уменьшился суммарный объем транзита через Украину (концерн заявил, что максимальная пропускная способность оставшегося в работе маршрута через станцию "Суджа" составляет 42,4 млн куб. м. в сутки).
Азербайджан всегда готов
В последнее время появилась версия о том, что Азербайджан сможет стать посредником в разрешении проблемы сохранения транзита газа через Украину. Но и тут версии разнятся.
В июне 2024 года Владимир Зеленский подтвердил переговоры о транзите газа через украинскую территорию в Европу, но не российского, а азербайджанского. Этот вариант выглядит весьма фантастическим. Баку и так продает в Европу газ по построенной недавно газотранспортной системе TAP-TANAP. При этом Ильхам Алиев в июле сказал, что его страна не будет инвестировать в увеличение поставок без подписания долгосрочных контрактов с европейскими потребителями, так как его страна пока не окупила построенные газопроводы. Поэтому не ясно зачем Азербайджану осушать газопроводы в Европу через Турцию ради транзита через Россию и Украину. А увеличение добычи потребует миллиардных инвестиций в разработку месторождений, на что Азербайджан не пойдет без гарантий рынка сбыта.
Кроме того, "Газпрому" также был бы невыгоден вариант транзита азербайджанского газа. Ведь у него остались долгосрочные контракты на поставку газа, как минимум в Австрию и Словакию по украинскому транзиту. Он не станет от них отказываться, отдавая рынок сбыта Азербайджану.
Ильхам Алиев на втором глобальном медиафоруме в Шуше заявил, что Азербайджан участвует в переговорах ЕС, Украины и России по вопросу транзита: "и если мы сможем помочь, мы поможем". Эта помощь может заключаться в фактической подмене "Нафтогаза". Например, азербайджанская государственная SOCAR будет бронировать мощности по транзиту газа, подписывая документы с оператором ГТС Украины, а прокачиваться будет газ "Газпрома".
О сохранении и вытеснении
Однако Киев вряд ли согласится с таким вариантом, когда по украинской территории будет проходить собственность "Газпрома". Примером являются санкции Украины против "Лукойла", в результате которых Киев не пропускает его нефть по трубопроводу "Дружба".
Идеальным вариантом для сохранения транзита было бы принудить Украину соблюдать собственное законодательство. Ведь для продолжения транзита не нужен новый контракт. Еще с 2019 году Украина стала имплементировать у себя европейские нормы регулирования газовой отрасли. Выделенный из "Нафтогаза" Оператор газотранспортной системы Украины должен проводить аукционы на прокачку газа. Он, кстати, делал это в 2021-м, и "Газпром" на них был единственным участником.
После 2024 года Украине достаточно проводить аукционы, на которых "Газпром" будет бронировать мощности по транзиту.
Проблема заключается в том, что, во-первых, украинские власти перекачали общество антироссийскими нарративами и теперь им будет сложно объяснить сохранение транзита газа "Газпрома" в то время, как его прекращение в конце 2024 года подается в качестве победы над Россией.
Во-вторых, в вопросе сохранения транзита важную роль играют внешние игроки. США, вне зависимости от того, кто победит на президентских выборах, выгодно окончательно вытеснить Россию с европейского газового рынка. А для европейских стран и бизнеса, наоборот, хотелось бы сохранить хотя бы оставшиеся объемы российского газа, чтобы не допустить скачка цен. Итогом "подковерной борьбы" станет сохранение статуса-кво, либо введение санкций против "Газпрома", что приведет к остановке транзита, так как Украина не будет допускать концерн к аукционам на бронирование мощностей ГТС.