Торможение на вьетнамском шельфе

Ханой упрекает ExxonMobil и «Газпром» в нерасторопности при реализации их газовых проектов

Торможение на вьетнамском шельфе
Фото: istockphoto.com

Недавно ряд вьетнамских СМИ сообщил о том, что реализация двух газовых проектов на шельфе страны может замедлиться. Один из этих проектов – освоение месторождения Blue Whale, которое ведет американская корпорация ExxonMobil. Ранее планировалось, что промышленная добыча на данном объекте начнется уже в ближайшие годы, но теперь компания объявила, что в лучшем случае это произойдет в 2028 году.

Второй проект –  разработка российским "Газпромом" месторождения Бао Ванг, расположенного на глубоководном участке между побережьем Вьетнама и китайским островом Хайнань. Ожидается, что его запуск состоится в 2030 году – через три десятилетия после начала разведочных работ. Так долго ждать вьетнамским партнерам, судя по всему, не хочется.

Два инвестора – две проблемы

В последнее время Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) столкнулась с проблемами в области энергообеспечения. В частности, по стране прокатилась серия отключений электричества – "блэкаутов". На этом фоне совместные проекты с ExxonMobil и "Газпромом" приобретают повышенное значение для национального ТЭК. По оценкам, они смогут покрыть 10% потребностей страны в газовом сырье и, соответственно, в выработке электроэнергии. Почему же в таком случае тормозятся столь важные и нужные проекты?

По информации вьетнамских источников, в последнее время ExxonMobil разочаровалась в партнерстве со своими коллегами в этой стране Индокитая и даже начала подыскивать потенциальных покупателей своей акционерной доли в проекте Blue Whale. Главной причиной тому стало… давление экологического лобби, считающего данный проект "недостаточно дружественным по отношению к природе". В частности, как заявляют цитируемые агентством Reuters эксперты Франческо Гуараскио и Хан Ву, добыча газа на блоке будет сопровождаться "повышенным выделением углерода, что потребует масштабных капиталовложений в улавливание выбросов в атмосферу".

Еще более многоэтапно и "многослойно" складывается ситуация с "Газпромом", который уже достаточно давно, с 1997 года, работает во Вьетнаме. В 2009 году между российской и вьетнамской сторонами было подписано соглашение о стратегическом партнерстве, в 2012-м – о подготовке и переподготовке кадров, а в 2016-м – о расширении спектра сотрудничества. При этом главными совместными проектами были призваны стать освоение месторождения Бао Ванг и сооружение электростанции в г. Куангчи, на которую должен был поступать газ с этого глубоководного блока.

Однако "Газпром", судя по просочившимся в местные СМИ данным, столкнулся с технологическими трудностями. Так, процесс бурения первой скважины на месторождении оказался очень сложным и длительным, а по итогам бурения второй скважины потребовался значительный период оценки полученной геологической информации (appraisal stage).

Кто виноват?

Таковы – по крайней мере, официально (или полуофициально) озвучиваемые – причины затягивания проектов. Но многие наблюдатели убеждены, что истинные факторы назревающих разногласий сторон кроются глубже. Так, проектом Blue Whale предусматривалось создание пяти газовых ТЭС общей мощностью около 4 ГВт. Этого достаточно для того, чтобы, к примеру, обеспечивать электроэнергией столицу страны – Ханой. Причем две электростанции, как указано в правительственном плане от 2011 года, должны войти в строй уже в 2024-м. Но этим, увы, пока и не пахнет! Как отмечалось в другом документе, подготовленном в конце лета нынешнего года Министерством промышленности Вьетнама, вышеупомянутые ТЭС будут готовы к пуску не ранее, чем "голубое топливо" поступит со скважин проекта Blue Whale, то есть в 2028 году…

Директор исследовательской службы в области консалтинга Wood Mackenzie Эндрю Харвуд напоминает, что на геологоразведку во вьетнамских водах, включая проведение буровых работ, корпорация ExxonMobil уже израсходовала $500 млн. Это эквивалентно примерно 5% от всего намеченного объема инвестиций. Для того, чтобы приступить к инвестированию оставшихся $9,5 млрд, предусмотренных проектом, надо разработать и принять окончательное инвестиционное решение (FID). А это займет немало времени, и   поэтому очередной этап освоения Blue Whale стартует не раньше 2026 года. А значит, реальная добыча газа начнется только в следующем десятилетии.

В свою очередь, вклад газпромовского проекта в развитие энергосистемы Вьетнама должен стать скромнее, чем в случае с ExxonMobil, а именно 0,34 ГВт. Но и это для республики, с ее энергодефицитом, совсем не мало… Однако и российско-вьетнамская ТЭС, как намекают в хорошо осведомленных кругах, вряд ли будет введена в строй ранее 2030 года. А пока, мол, российский гигант занят (как и американский инвестор) оценочной стадией реализации проекта.

Но только ли иностранные инвесторы виноваты в нерасторопности и затягивании отраслевых программ? Как отмечают эксперты, и вьетнамская сторона несет на себе долю ответственности. В частности, затягивается создание комплексной береговой инфраструктуры для приема газа с новых проектов. И наконец, главное препятствие заключается в том, что до сих пор не решен ключевой вопрос – о тарифах на электроэнергию и тепло, которые будут вырабатываться на новых ТЭС. А не зная, насколько проект окажется выгодным и будет ли он вообще окупаемым, принимать окончательное инвестиционное решение бессмысленно.

Вспомнить о ресурсном национализме

После недавнего визита президента США Джо Байдена в Ханой некоторым обозревателям показалось, что теперь возрастет, в том числе, проамериканская инвестиционная ориентация и активность вьетнамского ТЭК. То есть реализация проекта ExxonMobil, возможно, будет вестись динамичнее, чем выполнение аналогичного проекта "Газпрома". Но власти СРВ, при всей своей заинтересованности, не спешат угождать "мировому гегемону" организационными приоритетами, и сегодня в местных СМИ операторов обоих проектов критикуют примерно в равной мере.

Любопытно, что критика звучит и в адрес регионального лидера – Китая. Естественно, официальный Ханой обеспокоен тем, что Пекин проявляет повышенную активность в Южно-Китайском море, где располагаются очень значительные – и при этом до конца не поделенные между прибрежными странами – кладовые углеводородного сырья. На них помимо КНР и Вьетнама претендуют также Филиппины, Малайзия и Бруней. Кроме того, Вьетнам недоволен реализацией масштабных гидроэнергетических проектов в верховьях Меконга. Утверждается, что сооружение китайской стороной каскадов водохранилищ, плотин и ГЭС может привести к нехватке воды в приграничных районах СРВ.

Конфликты из-за энергоресурсов в Юго-Восточной Азии наводят и еще на одну мысль. Они свидетельствуют о том, что глобальная борьба за углеводороды не ослабевает – вопреки пророчествам Международного энергетического агентства о том, что пик потребления нефти и газа будет достигнут в ближайшие годы. Скорее наоборот: уже упоминавшаяся "зеленая повестка", приведшая к сокращению инвестиций в разведку и разработку новых месторождений, обернется дефицитом энергообеспечения и обострит соперничество. А значит, у того же Вьетнама, при всем его уважении к зарубежным инвесторам, есть хороший повод вспомнить о старом добром ресурсном национализме.

Об авторе

Павел Богомолов
Павел Богомолов
преподаватель Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России, кандидат политических наук
Все статьи автора

Аналитика на тему