"Редкий" вызов
России предстоит в короткие сроки преодолеть дефицит лития и наладить его производство
Мир стоит на пороге формирования нового научно-технологического уклада. И преимущество в глобальной конкурентной борьбе в ближайшие десятилетия получат те страны, которые обладают полной технологической цепочкой добычи, производства и использования редкоземельных и редких металлов. Один из таких стратегически важных элементов – литий.
Запасы есть, добычи нет
По данным Геологической службы США (USGS), прогнозные запасы лития в России достигают почти 1 млн т. Для сравнения, ресурсы лидера по данному показателю, Боливии, оценивались в 21 млн т, Аргентины – в 18 млн т, Чили – в 9,8 млн т, Австралии – в 7,3 млн т, Китая – в 5,1 млн т. Тем не менее по объему прогнозных запасов данного металла Россия уверенно входит в первую "десятку" в мире.
Согласно подсчетам Роснедр, балансовые запасы лития в стране существенно больше, чем по данным USGS, – 3,5 млн т, или 7,2% от мировых. При этом учитывается только так называемый рудный литий, а литиеносные воды в расчет не берутся. По информации Минпромторга, запасы учтены в 17 месторождениях и сосредоточены в Мурманской области, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При этом Минпромторг прогнозирует возникновение к 2040 году дефицита запасов лития, перспективных для ввода в эксплуатацию, что обусловлено ростом спроса на аккумуляторы для электромобилей и беспилотников.
На данный момент промышленная добыча лития в России не ведется. Этот металл для внутренних нужд наша страна закупала и закупает за рубежом – в первую очередь, в Китае и странах Латинской Америки (Чили, Аргентине и Боливии). Хотя при этом у нас в стране имеются мощности по переработке литиевого сырья, превышающие внутренний спрос. Так, в 2021 году из импортного сырья было произведено около 2000 т лития, из которых по разным оценкам 400–700 т было потреблено внутри страны, а остальные 1300–1600 т отправлены на экспорт.
В апреле 2022 года Аргентина и Чили остановили поставки в РФ литиевого сырья. Поэтому сейчас Россия получает его в основном из Китая и Боливии. Однако импорт из КНР ныне также осуществляется с перебоями, поскольку страна сама столкнулась с нехваткой лития из-за резкого наращивания производства электромобилей (с 2020 по 2022 годы доля Китая на этом рынке выросла с 3,5% до 20,3%).
Как заявлял заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов, ситуация очень серьезная, так как брать литий России больше негде. Остается только производить самой.
Драйверы стремительного роста
В 2021 году в мире было произведено 540 тыс. т лития, а к 2030 году, по прогнозам Всемирного экономического форума, мировой спрос превысит 3 млн т. Этому будет способствовать бурное развитие рынка электромобилей. По оценкам независимых экспертов, продажи электромобилей в 2023 году достигнут 13,8 млн, к 2030 году данный показатель резко возрастет, до более чем 30 млн.
Основным драйвером спроса служит китайский автопром. По данным BMI, исследовательского подразделения Fitch Solutions, спрос на литий для производства электромобилей в КНР будет в 2023–2032 годах расти в среднем на 20,4% в год. А поставки литиевого сырья в тот же период будут увеличиваться лишь на 6% в год. И хотя сам Китай является третьим по величине производителем лития в мире, ему будет трудно компенсировать этот 15-процентный разрыв между динамикой потребления и наращиванием импорта.
В силу упомянутых факторов дефицит лития может возникнуть уже к 2025 году. В России спрос на данный металл будет расти столь же стремительно. Главный внутренний потребитель лития – госкорпорация "Росатом". Она же является и основным производителем гидрокарбоната и гидроксида лития, которые крайне востребованы в атомной отрасли, ВПК и электротранспорте (в первую очередь, при производстве батарей для электромобилей). "Росатом" планирует использовать литий для производства литий-ионных ячеек и аккумуляторов на гигафабрике в Калининградской области, на площадке Балтийской АЭС (10 км от границы с Литвой). Запуск завода мощностью 3 ГВт·ч в год планируется на осень 2025 года. Строительство второй "гигафабрики" аккумуляторов в Москве "Росатом" анонсировал в августе.
После запуска российских "гигафабрик" внутренняя потребность в литии вырастет в геометрической прогрессии. По данным USGS, в 2020 году российский спрос на данный металл составлял около 2 тыс. т в год, а согласно расчетам Vygon Consulting, в 2022 году РФ импортировала уже до 9 тыс. т сырья в год (в основном из Чили и Аргентины). Аналитики считают, что к 2030 году спрос на литий может вырасти до 20,5 тыс. т в год, а Российская ассоциация ветроиндустрии (РАВИ) оценивает внутренние потребности нашей страны еще выше – до 30 тыс. т.
Взрывной внутренний спрос на редкий металл в перспективе до 2030 года прогнозируется и в плане Правительства РФ по развитию систем накопления энергии. Согласно документу, производство аккумуляторов для российских электромобилей и промышленности к 2026 году может достигнуть 2,5 ГВт·ч в год, а к 2030 году – 6 ГВт·ч в год. В денежном выражении объем рынка будет расти еще стремительнее: с 1,4 млрд рублей в текущем году до 93 млрд рублей в 2030-м. Правительство рассчитывает и на увеличение экспорта российских батарей и компонентов к ним: в 2025 году объем продаж может составить $34 млн, а в 2030 году – уже $112 млн.
Стратегический партнер – Китай
Однако путь к достижению таких показателей пока не близок. На данном этапе России необходимо отладить весь цикл производства лития.
Мощный импульс к развитию российской литиевой отрасли может дать стратегическое сотрудничество с Китаем. И у КНР, и у России есть два общих стимула: обе страны пока зависят от импорта лития, а их суммарные прогнозные запасы этого металла (около 6 млн т) позволяют оперативно занять ключевую позицию в "пятерке" ведущих игроков на мировом литиевом рынке и в перспективе влиять на ценообразование, технологические и логистические цепочки.
По прогнозам Creon Group, со стремительным ростом рынков электромобилей и топливных элементов, а также по мере развития в мире атомной и авиакосмической отраслей вкупе с возобновляемой энергетикой спрос на литиевое сырье и конечные продукты из лития в ближайшие пять лет утроится. Реализация совместных российско-китайских проектов по разработке литиевых месторождений на территории РФ, а также обмен технологиями и ноу-хау в сфере производства конечных продуктов кратно ускорят развитие глобального рынка лития.
Как этот потенциал реализовать в полном объеме? Данный вопрос эксперты и представители промышленных отраслей обсудят 10 октября в Москве на первом российском отраслевом форуме "Литий 2023".