Помочь спросу родить предложение

Для развития топливного рынка необходимо ослабить налоговый пресс и поддержать население

Помочь спросу родить предложение
Фото: РИА Новости / Евгений Переверзев

В январе 2023 года вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что выпуск автомобильного бензина в России в 2022 году вырос год к году на 4,3% (до 42,55 млн т), а дизельного топлива – примерно на 6% (до 85,1 млн т). Розничная цена бензина при этом увеличилась на 0,7%, "дизеля" – на 10,5%. Данные показатели ниже уровня инфляции, которая в прошлом году составила 11,94%, однако привязка стоимости топлива на заправках к инфляционной динамике сама по себе некорректна.

Не надо обижаться на нефтяников

В 2022 году потребление бензина и дизельного топлива в России выросло, однако следует учитывать, что в 2021 году из-за коронавирусных ограничений был спад спроса, экономика сжималась. При этом рост 2022 года не повлиял на развитие топливного рынка и вряд ли повлияет в текущем году. Бóльшие объемы горючего будут использоваться для заправки техники, обеспечивающей стратегическую безопасность, а вот бизнес и население вряд ли будут покупать больше бензина. В этих секторах следует ожидать повышения цен и снижения спроса.

Правительство заявляет, что топливные цены повышаются в рамках инфляции, но рост должен определяться не ею, а увеличением покупательского спроса, который напрямую зависит от доходов населения. Между тем доходы, в отличие от цен, не растут, они, наоборот, снизились.

Нефтяников сейчас много критикуют, периодически звучат заявления о слишком высоких доходах нефтегазовых компаний. Однако на самом деле игроки нефтяного рынка находятся в безвыходной ситуации – им приходится повышать цены на топливо, потому что иначе они просто не смогут существовать. Связано это в первую очередь с растущим налоговым бременем. И хотя пока нельзя сказать, что компании торгуют себе в убыток, уже сейчас они работают в условиях очень низкой рентабельности, и это не позволяет им развиваться. Такое положение дел аукнется в будущем не только компаниям, но и потребителям.

Ослабить прессинг

Есть несколько способов облегчить ситуацию и для продавцов, и для покупателей. Во-первых, необходимо снизить или хотя бы не увеличивать налоговое бремя для нефтяного сектора. Во-вторых, нужно поддержать население, иначе оно будет тратить на дорожающее топливо все меньше и меньше средств. Предприниматель Олег Дерипаска еще в марте прошлого года говорил, что необходимо ослабить финансовый прессинг населения. В противном случае экономика просто не будет развиваться. Кроме того, правительство должно находиться в постоянном диалоге с нефтяниками, и рост цен следует рассчитывать так, чтобы уровень рентабельности позволял компаниям вкладываться в собственное развитие.

Проблема контрафакта

Налоговое давление на нефтяников косвенно затрагивает и еще одну важнейшую проблему – качество топлива. О каком его улучшении можно говорить, если вертикально интегрированные компании не могут себе позволить вкладываться в апгрейд оборудования? Фактически топливо класса Евро-6 у нас сейчас выпускают только "Роснефть" и "Лукойл", успевшие провести модернизацию до кризиса (хотя вице-премьер РФ Александр Новак в январе заявил, что модернизация нефтеперерабатывающих мощностей в России продолжается).

На фоне этого обостряется и проблема контрафакта. Снижающиеся доходы населения вынуждают искать бензин подешевле, а несетевые АЗС сегодня фактически предоставлены сами себе и охотно закупают топливо, параметры которого далеки от требуемых ГОСТом. Причем торговцы контрафактом зачастую вредят сами себе: в некоторых регионах (например, на Алтае) сложившаяся ситуация уже привела к тому, что автовладельцы боятся заправлять свои машины на несетевых АЗС, так как "левое" горючее просто разрушает двигатель.

Однако главная опасность даже не в этом: наиболее опасен содержащийся в контрафактном топливе бензол, согласно ГОСТу – яд второго класса опасности (к этому же классу, для сравнения, относятся хлор и синильная кислота). Фактически бензолом дышат все, кто едет за автомобилем, который заправлен контрафактным топливом (как правило, это такси, водители которых стараются выбрать наиболее дешевый бензин). Схожая ситуация с контрафактным "дизелем": там главная проблема – повышенный уровень содержания серы, который, при норме в 10 ppm (parts per million – частей на миллион), может достигать 500 ppm и выше.

За прошлый год Росстандарт, которому поручена борьба с контрафактом, не провел ни одного заседания межотраслевой рабочей группы, созданной именно для решения этого вопроса. Также было сокращено финансирование данного направления. Нельзя сказать, что не делалось вообще ничего, – проверки шли. Но эти проверки осуществлялись не в режиме "тайного покупателя", как предлагала Федерация автовладельцев, а лишь по жалобам потребителей. И эффективность этих проверок оставляет желать лучшего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об авторе

Сергей Канаев
Сергей Канаев
глава координационного совета Федерации автовладельцев России
Все статьи автора

Аналитика на тему