Нефтесервис: топ-5 ключевых трендов

Удержание стоимости услуг и локализация: что ждёт нефтесервисную отрасль в ближайшем будущем

Нефтесервис: топ-5 ключевых трендов
Фото: ИнфоТЭК

Нефтесервисная отрасль всегда была одной из самых динамичных и технологически развитых сфер экономики. В последние годы она претерпевает значительные изменения под влиянием различных факторов, таких как изменение климата, развитие технологий и геополитические события. Перемены затронули все аспекты деятельности – от подбора персонала и ежедневных бизнес-процессов до используемых технологий и обработки данных.

Тренд №1: фокус на повышение привлекательности отрасли и удержание персонала 

Дефицит кадров стал одной из главных проблем большинства предприятий страны, и нефтегазовая отрасль не стала исключением: до 62% компаний испытывают сложности в подборе персонала, а средний уровень текучести вырос на 22% с 2023 года и достиг 28%.

Нормы индексации зарплат недостаточны и зависят от индексации расценок со стороны компаний отрасли. При стабильных ценах на нефть нужно повышать производительность бригад, флотов, партий нефтесервисных предприятий для достижения реального роста заработных плат.

Особое внимание стоит уделить работе над повышением привлекательности отрасли среди молодой аудитории. К 2030 году более 70% рабочей силы будут составлять представители поколений Y и Z, которым близка философия гедонизма и которые ищут для себя максимально комфортные условия труда и жизнеобеспечения. На данном этапе это практически невозможно на удаленных месторождениях, где иногда полностью отсутствует сотовая связь.

Обучение преимущественно переходит в ИТ-среду, в то время как зарубежные коллеги сохраняют практику обратного инжиниринга на физических моделях оборудования. Будущий инженер не понимает, кем он будет через 10 лет. Для решения этой проблемы необходимо создавать учебные центры с физическими двойниками оборудования, где студенты через геймификацию смогут собирать, разбирать и обслуживать технику.

Все больше возрастает конкуренция за "молодого инженера" с технологическими компаниями бигтеха. Активный процесс цифровизации, автоматизация, ИИ – все это требует от будущих специалистов знаний и навыков в области инженерии и информационных технологий. Несмотря на то, что нефтесервисная отрасль гарантирует сотрудникам стабильный доход, индексацию заработной платы и корпоративные программы развития, ИТ-индустрия предлагает быстрый рост, финансовые бонусы, неформальное взаимодействие в командах и возможности для карьерной мобильности. Для привлечения и удержания потенциальных кадров требуется дебюрократизация процессов инжиниринга через создание ИТ-инфраструктуры и формирование системы грейдирования с прозрачной системой продвижения на горизонте десяти лет.

Тренд №2: локализация

По данным Министерства энергетики и Министерства промышленности и торговли РФ, к 2030 году доля запасов ТРИЗ составит до 70%, а доля локализации сложного/высокотехнологичного нефтесервисного оборудования при оптимистичном сценарии может достигнуть порядка 69%, согласно программе импортозамещения.

На темпы импортозамещения влияет целый комплекс факторов, которые действуют как на долгосрочный, так и на краткосрочный период. Так, например, к факторам роста темпов локализации по уровням влияния относятся:

  • Сокращение запасов наиболее доступных и рентабельных месторождений, увеличение доли ТРИЗ
  • Инвестиционные программы по разведке и разработке месторождений
  • Рост цен на нефть (долгосрочный период)
  • Санкционные ограничения (долгосрочный период)
  • Зрелость НИОКР

Среди факторов снижения темпов импортозамещения можно выделить следующие:

  • Импортируемая инфляция и растущая ключевая ставка
  • Снижение цен на нефть при сохранении мировой инфляции
  • Свертывание инвестиционных программ по разведке и разработке месторождений (долгосрочный период)
  • Снижение объема мер государственной поддержки программы импортозамещения (долгосрочный период)
  • Ужесточение государственной налоговой политики (долгосрочный период)

Для сохранения темпов импортозамещения важно поддерживать объем инвестиционных программ по разведке и разработке месторождений, при этом снижение цен на нефть послужит ключевым вызовом по сдерживанию темпов.

Несмотря на значимые достижения в локализации оборудования для бурения и добычи на суше, фокусным направлением с более сложным циклом испытаний остается блок техники для бурения и добычи на шельфе. Одним из ключевых шагов по локализации оборудования будет являться выстраивание процессов промышленной сборки и формирования базы комплектующих, запчастей для вывода на рынок полноценных готовых комплектов оборудования, которое следует вовлечь в производство нефтесервисных предприятий.

В дополнение к ускорению темпов локализации оборудования необходимо создавать центры компетенций разработок оборудования, в том числе "покупая" международные кадры по аналогии с Китаем и странами Юго-Восточной Азии.

При исследовании темпов роста локализации сложного/высокотехнологичного оборудования стоит отметить те факторы, которые оказывают влияние на достижение высоких показателей до 2030 года, а именно:

  • Накопление зрелости НИОКР, включая развитие эксплуатационной пригодности, количества ОПР и скважинные условия.
  • Ограничения инвестиций нефтегазовых компаний в разведку и разработку месторождений ввиду снижения цен на нефть при сохранении темпов мировой инфляции.
  • Развитие партнерского сотрудничества между нефтесервисными и нефтегазовыми компаниями, технологическими центрами компетенций, производителями комплектующих оборудования и материалов, направленных для решения операционных задач отрасли (в том числе в металлургии).

Тренд №3 + тренд №4: удержание себестоимости услуг и повышение точности интегрированного планирования

На протяжении нескольких лет наблюдается устойчивый рост себестоимости в нефтесервисной отрасли, который оказывает значительное влияние на состояние всей индустрии в целом. Так, например, по итогам 2021-2023 годов рост стоимости отдельных нефтесервисных услуг составил от 6 до 63%. Этот тренд обусловлен рядом факторов, таких как фонд оплаты труда, включая влияние инфляции и ключевой ставки, транспортные услуги, ремонт и обслуживание оборудования импортными запчастями, рост стоимости покупки нового оборудования.

Интегрированное планирование неразрывно связано с понятием себестоимости услуг: хорошо организованная система позволяет более эффективно управлять ресурсами, оптимизировать бизнес-процессы и снижать операционные расходы. Точность интегрированного планирования сегодня зависит от нескольких условий:

  • Рентабельность разработки запасов существенно поменялась из-за усложнения цепочки реализации конечного продуктов добычи.
  • Общая тенденция в смежных областях определила увеличенную до 30% цену на транспорт.
  • При планировании скважинно-операций между большим количеством нефтесервисных компаний не удается избежать существенных потерь.
  • Сходимость графика планирования на один месяц может достигать менее 55% по отдельным видам операций.

Ситуация на рынке формирует не только текущие, но и будущие тенденции, среди которых – комплексная трансформация предприятий в условиях динамического изменения рентабельности месторождений, повышение уровня утилизации/выработки оборудования, создание ИТ-инфраструктуры по ежесуточному контролю затрат и выручки предприятий, увеличение точности интегрированного планирования всех участников процесса с кратностью одни сутки и наконец повышение операционной и организационной эффективности.

Тренд №5: уберизация ресурсов через цифровизацию цепочки ВИНК

В настоящее время отрасль регулярно сталкивается с неравномерной загрузкой производственных мощностей, динамическим изменением рентабельности геолого-технических мероприятий, изменением логистических путей и, как уже было сказано ранее, ростом себестоимости нефтесервисных услуг. Отсюда возникает потребность в предоставлении возможностей дозагрузки мощностей нефтесервисных предприятий в условиях ограничений по поставкам нового оборудования.

Среднегодовая норма загрузки парка оборудования составляет от 65% до 85% законтрактованной продукции, от 15% до 35% приходится на плавающую загрузку. Для достижения технологического суверенитета необходимо цифровизовать цепочку ВИНК –нефтесервис путем создания единой отраслевой платформы по мониторингу доступности и уберизации ресурсов и оборудования нефтесервисного рынка. Такая платформа обеспечит высокую скорость принятия решений, увеличение доступности оборудования, повышение утилизации/загрузки, снижение транспортных издержек и, что не менее важно, принятие точных решений по объемам поддержки для развития рынка со стороны государства.

В завершение хочется отметить, что собственникам и топ-менеджменту нефтесервисных предприятий нужно определить для себя стратегию развития с учетом трендов отрасли и быть готовым оперативно перестроиться в сторону значимых изменений в повышении эффективности бизнесов. Не стоит ждать, пока нефтегазовые компании "попросят" сбалансировать расценки на услуги в условиях сдержанных, по прогнозам ведущих международных инвестиционных институтов, цен на нефть и газ.