Не "Газпромом" единым
Как можно снизить стоимость газификации в России и заинтересовать в ней другие компании?
Развитие газификации является важной социально-экономической проблемой. Данный процесс приносит полезные эффекты для всех его участников. Население (в первую очередь частные домохозяйства) получают доступ к более дешевому по сравнению с электроэнергией виду топлива, обеспечивается тепловой комфорт и большее по сравнению с углем или дровами удобство. Преимуществом газификации для субъектов РФ и государства в целом является реализация инфраструктурных проектов, которые генерируют мультипликативные эффекты и дают импульс для развития экономики.
Для "Газпрома" газификация является возможностью распространить свое влияние на внутренний рынок. При государственной поддержке, субсидировании процентной ставки или использовании других особых условий и инструментов проекты газификации могут быть экономически эффективными для "Газпрома".
Новый этап газификации
В 2021 году была принята новая дорожная карта по развитию газификации и догазификации в России, которая актуализировала цели и задачи в данной сфере. Были приняты новые принципы и инструменты осуществления газификации: создан единый региональный оператор, несущий полную ответственность по всей цепочке, упрощена процедура подачи заявки для потребителя, стандартизирована стоимость подключения и оборудования, введены отдельные условия и установлены выплаты для социальных категорий потребителей. Кроме того, ожидается, что полная, а не частичная (технически возможная) газификация позволит сократить расходы "Газпрома" на величину до 30%.
При этом Минэнерго РФ и эксперты давали различные оценки параметрам газификации: ее потенциалу, распределению этого потенциала по регионам и необходимым затратам. В целом до 2025 года планируется вложить 1 265 млрд рублей. В эту сумму входят средства "Газпрома", специальные надбавки к тарифу на транспортировку для газораспределительных организаций (ГРО) и другие источники финансирования. Из общего объема инвестиций 526 млрд рублей будет выделено на строительство газоотводов (ГО), газораспределительных сетей (ГРС) и межпоселковых распределительных сетей, 259 млрд рублей – на сооружение внутрипоселковых газопроводов и газопроводов "последней мили", а 480 млрд рублей позволят реализовать мероприятия по догазификации (подключение потребителей в ранее газифицированных населенных пунктах).
По итогам 2022 года было заключено 868 тыс. договоров на финансирование работ на общую сумму 196 млрд рублей, что составляет порядка 226 тыс. рублей на одно подключение. Эти затраты соответствуют оценке стоимости газификации домохозяйств в тех населенных пунктах, где доступ к газу уже есть, то есть догазификации прошлых периодов. Поскольку в 2021–2023 годах в основном осуществляется догазификация, можно сделать вывод о том, что стоимость газификации не снизилась, несмотря на новые введенные механизмы. Более того, со временем удельные затраты на газификацию будут расти ввиду того, что расстояния до магистральных газопроводов будут увеличиваться, а потенциал догазификации – снижаться.
Рынку нужна конкуренция
На данный момент в некоторых регионах в газификации принимают участие местные небольшие газовые компании. Хорошим примером служит "Сахатранснефтегаз" в Республике Саха (Якутия). Это предприятие является региональным оператором социальной газификации, то есть на безвозмездной основе обеспечивает подвод газа до границы земельного участка в населенных пунктах, расположенных вдоль магистрали "Сила Сибири". При этом "Сахатранснефтегаз" уже перевыполнила свой план по газификации на 37%.
Вместе с тем привлечение к процессу газификации таких крупных компаний, как "Новатэк" или "Роснефть", которые обладают более значительным по сравнению с небольшими местными предприятиями инвестиционным и финансовым ресурсом, пока минимально. При этом доля "Газпрома" в общем объеме добычи природного газа в России постепенно снижается (с 69% в 2018 году до 61% в 2022 году), а доля остальных производителей растет (с 31% до 39% за аналогичный период). Независимые производители наращивают свою добычу, а "Газпром" подстраивает объем своего производства под изменяющийся спрос на внутреннем и внешнем рынках. При этом на внутреннем рынке наблюдается рост спроса со стороны промышленности, которая потребляет природный газ напрямую, и сокращение со стороны энергетики и ЖКХ, где растет энергоэффективность и эффективность оборудования.
"Газпром" поставляет газ большей части населения, бюджетным и жилищно-коммунальным организациям по регулируемым ценам. Остальные компании продают газ в основном предприятиям реального сектора и крупным производителям электроэнергии и тепла по не регулируемым ценам. А за пользование инфраструктурой, принадлежащей "Газпрому", они платят по тарифу за транспортировку, который устанавливается самой газовой монополией и регулируется ФАС. При таких условиях функционирования внутреннего рынка рентабельность поставок "Газпрома" ниже, чем у остальных компаний. При этом ожидается, что существенное снижение экспорта газа в 2022–2025 годах может привести к повышению тарифов на транспортировку для поддержания работы ГТС и росту регулируемых цен на газ для окупаемости газификации в последующие годы.
Одним из решений проблемы высокой стоимости газификации и роста внутренних цен на природный газ может стать увеличение конкуренции и привлечение к газификации других газовых компаний. Они могли бы принимать участие в газификации в регионах своего присутствия, а повысить ее привлекательность можно было бы путем введения налоговых льгот, государственной поддержки и других механизмов. Это может снизить затраты, расширить газификацию на промышленных потребителей и создать альтернативный "Газпрому" механизм осуществления газификации, но также потребует пересмотра системы ценообразования.