Милый мой бухгалтер
Почему Минфин снова ищет источники дополнительных доходов не там, где они действительно есть?
Хорошо известно, чем отличается бухгалтер от экономиста. Задача бухгалтера – свести дебет с кредитом здесь и сейчас, его внимание полностью сосредоточено на цифрах и ему не должно быть дела до того, что стоит за этими сухими данными. Для экономиста же цифры – это инструмент, а не самоцель. Настоящее экономическое мышление – это "искусство возможного", оно всегда стремится найти новые нестандартные решения для сложных проблем и при этом не выплеснуть с водой ребенка, то есть не принести в жертву красивым показателям реально работающие компании и целые отрасли. Так кто же должен руководить экономической политикой государства? Экономисты или бухгалтеры?
Искать под фонарем
Безусловно, бухгалтер – очень нужная и почетная профессия. Но у каждых навыков – своя сфера применения. И когда счетоводы берутся управлять экономическими процессами, последствия могут оказаться не самыми приятными…
В подготовленном Минфином, принятом на этой неделе законе "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" явно видна рука бухгалтера. Понятно, что экономика страны сейчас переживает не самые легкие времена, бюджет нуждается в дополнительных поступлениях. Где их взять? Логика бухгалтера проста и прямолинейна – надо "округлить" те суммы, которые уже дает главная "дойная корова" финансовой системы страны – нефтегазовый комплекс. Зачем ломать голову, надо искать дополнительные источники доходов не там, где они действительно есть, а "под фонарем", где денежные потоки лучше всего видны. А уж к каким последствиям приведут такие "изъятия" – это не забота бухгалтера.
Согласно законопроекту, сумма дополнительных изъятий с газовой промышленности в 2023 году достигнет 856 млрд рублей, из которых около 600 млрд придется на долю "Газпрома", а остальное – на производителей СПГ.
Теоретически эту сумму можно было бы существенно увеличить в случае пересмотра налогообложения газа, добытого "Газпром нефтью". Сейчас компания уплачивает НДПИ на газ по ставке, утвержденной для нефтяников, что позволяет "Газпрому", поступательно перекладывающему на "Газпром нефть" разработку своих ключевых газовых месторождений, существенно экономить на налогах. Не исключено, что десятки миллиардов рублей дополнительных налогов вскоре заставят Минфин скорректировать эту взаимовыгодную схему.
В круг внимания "главного бухгалтера" попала и нефтяная промышленность, которой придется "доплатить" в бюджет 420 млрд рублей.
Бухгалтерская логика безупречна – если нефтегаз долгие годы нес на себе основное фискальное бремя, то можно накинуть ему еще немного груза, авось хребет не сломается. А если сломается, то все это можно будет списать на действие западных санкций. Кто там будет разбираться, отчего "корова сдохла"?
Налог в спину
Логика экономиста, думается, была бы принципиально иной. В чем причина трудностей в отечественной экономике? Разумеется, в шквале антироссийских санкций со стороны коллективного Запада. А кто стал основным объектом этих санкций? Нефтегазовый комплекс. Но при этом он не снизил оборотов своей деятельности, сокращение добычи нефти в стране по итогам нынешнего года будет минимальным. В тяжелых условиях отечественные компании смогли переориентироваться на новые рынки, наладить новые логистические цепочки. Безусловно, все это потребовало серьезных затрат. Так не пора ли государству подставить плечо отрасли, которая держит оборону под таким остервенелым натиском санкций? Если сегодня, действуя как бухгалтер, ударить нефтегазу в спину, еще более закрутив фискальные гайки, то сможет ли он столь же успешно действовать в ближайшие годы, противостоять санкциям? Или то, что не удалось сделать западным политикам, совершат отечественные "бухгалтеры"?
Конечно, просить о снижении налогов в таких условиях было бы со стороны нефтяников и газовиков безответственно, никто об этом и не помышляет. Думается, что представители отрасли признают и необходимость в очередной раз поддержать страну, затянув пояса и увеличив поступления в госбюджет. Но хотелось бы как минимум справедливости.
Несправедливость восторжествовала
В новом законопроекте обращает на себя внимание, что дополнительные изъятия с газовой отрасли – в два с лишним раза больше, чем с нефтяной. Неужели у "Газпрома" и НОВАТЭКа не хватило лоббистских возможностей, чтобы защитить свои финансовые потоки? Нет, пожалуй, это единственный плюс законопроекта, который частично восстанавливает элементарную справедливость. Так, по расчетам аналитического центра ИнфоТЭК, налоговая нагрузка на нефтяную отрасль к настоящему моменту достигла 73%, а для газовиков она равняется всего 58%. Если законопроект получит статус закона, то эти показатели увеличатся, соответственно, до 75% и 68%. То есть уровень налогообложения газовой промышленности подтянется к уровню сборов с нефтяников, хотя и тут до полного паритета еще далеко.
Аналогичная ситуация и с угольной отраслью, для которой налоговая нагрузка возрастет на 30 млрд рублей, или на 5%, но все равно составит лишь 26%. Ладно, войдем в положение угольщиков, которым тоже нелегко.
Но вот дальше начинаются сюрпризы. Поискав "под фонарем", бухгалтер логично не нашел там такие, мягко говоря, прибыльные сектора экономики, как банковская сфера, телекоммуникации, добыча драгоценных металлов и алмазов, производство минеральных удобрений. Вряд ли кто-либо будет сомневаться в том, что данные отрасли формируют немалый финансовый поток, а вот доля налогов в их выручке колеблется от 18% до 30%. Но не без усилий отраслевых лоббистов этим секторам удается оставаться в тени и скромно не претендовать на статус "дойной коровы бюджета".
На память приходит только одно фундаментальное исследование, которое попыталось перенести фонарь на нужное место и осветить эти нетронутые рукой Минфина источники пополнения казны. "Уровень налоговых изъятий в нефтяной отрасли России не только самый высокий в мировой индустрии, но и значительно отличается от других секторов отечественной экономики", – отмечалось в докладе "Налоговая нагрузка в отраслях: операция “Балансировка”" компании Vygon Consulting, вышедшем в 2020 году. Тогда эксперты подсчитали, что в случае уравнивания налоговой нагрузки по сырьевым отраслям и изъятия части средств из банковского и телекоммуникационного секторов суммарно можно получить до 1,7 трлн рублей дополнительных поступлений в бюджет. Для сравнения, нынешний законопроект Минфина обещает увеличить поступления в казну на 1,235 трлн рублей. Вот она разница в подходах настоящих экономистов и бухгалтеров. Экономисты еще три года назад наглядно показали, как можно пополнить бюджет, не пуская под откос локомотив экономики – нефтегаз. Бухгалтеры и сегодня продолжают дудеть в свою дуду, не желая менять привычную фискальную парадигму.
И уж совсем загадочно выглядит намерение Минфина снизить налоговое бремя на металлургов на 71 млрд рублей, тем самым уменьшив фискальное бремя на отрасль с и без того очень скромных 26% до 25%. Такие действия даже логикой бухгалтера не объяснить. А верить в наличие корыстных интересов тут, конечно же, мы не можем. Или придется?