Козыри – у производителей

Цены на нефть продолжают рост несмотря на риски со стороны спроса

Козыри – у производителей
Фото: www.shutterstock.com

Решение Саудовской Аравии и России продлить добровольное дополнительное сокращение добычи нефти (на 1 млн барр/сут и на 300 тыс. барр/сут соответственно) до декабря было вполне прогнозируемым, но тем не менее в очередной раз привело к некоторому укреплению цен на "черное золото". Это особенно важно на фоне нестабильности спроса, который в последние месяцы лихорадит особенно сильно.

Подставит ли Китай плечо баррелю?

В перспективе ценовые тренды будут зависеть от динамики спроса. Здесь борются две тенденции: увеличение спроса со стороны Китая и других стран АТР и стагнация потребления энергоресурсов в Европе и, возможно, в США.

Из Поднебесной по-прежнему приходят противоречивые сигналы. С одной стороны, по данным китайской таможни, за январь–август нынешнего года импорт нефти в КНР возрос на 14,7% (до 378,55 млн т), газа – на 9,4% (до 77,7 млн т н. э.). При этом поставки в августе достигли 52,8 млн т (12,43 млн барр/сут), что является третьим по величине значением за всю историю наблюдений.

Китайские власти предпринимают усилия для того, чтобы сохранить высокие темпы роста экономики страны. В частности, на своем последнем августовском заседании Центробанк КНР понизил однолетнюю ключевую процентную ставку на 10 базовых пунктов, до 3,45%. Осуществляется стимулирование ключевого сектора – недвижимости. Так, был значительно снижен размер первоначального взноса и процентов по кредиту для тех граждан, кто впервые берет ипотеку в крупных городах.

С другой стороны, в августе китайский экспорт сократился на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а импорт уменьшился на 7,3%. Более того, ряд аналитических центров ставит под вопрос перспективы китайской экономики в средне- и долгосрочной перспективе. Так, по оценкам Moody’s Investors Service, главными стратегическими вызовами для КНР служат недостаточно высокая производительность труда, снижение эффективности капитальных вложений, неэффективность экономических реформ и сокращение темпов прироста населения (прогнозируется, что к 2050 году численность граждан в трудоспособном возрасте составит 767 млн человек против 998 млн в 2019 году). В то же время потенциал прежних драйверов роста, среди которых лидирующие позиции занимали стремительная урбанизация и рост экспорта, уже исчерпан. В итоге, как прогнозирует Moody’s, рост китайского ВВП будет замедляться и в период 2023–2030-х годов составит в среднем лишь 3,5% в год.

Аналогичное замедление прогнозируют и эксперты, опрошенные Bloomberg. Согласно их консенсус-прогнозу, в нынешнем году китайская экономика вырастет на 5,1%, хотя ранее данный показатель ожидался на уровне 5,2%. А в 2024 году произойдет торможение до 4,5% (прежняя оценка – 4,8%).

Не лучшим образом чувствует себя и юань. В начале сентября курс китайской валюты к доллару упал до самого низкого уровня почти за 16 лет, с декабря 2007 года (7,3294 юаня за доллар).
Таким образом, поддержка нефтяных котировок со стороны Китая на рубеже лета и осени несколько ослабла. Поэтому повышается роль других факторов, находящихся на стороне спроса.

Приготовиться к посадке!

Между тем признаки рецессии в Европе становятся все более очевидными. Инфляция остается на достаточно высоком уровне – в августе цены повысились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На этом фоне власти ЕС готовятся к крутым мерам. Глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард недавно подтвердила свою решимость в борьбе с инфляцией и пообещала установить процентные ставки "на достаточно рестриктивном уровне на тот срок, который необходим для своевременного возврата инфляции к нашему среднесрочному показателю в 2%". Иными словами, европейскую экономику ждет "жесткая посадка", то есть сокращение темпов роста, сопровождаемое соответствующим снижением динамики потребления энергоресурсов.

Впрочем, "посадка" уже происходит. Так, в Германии в августе был зафиксирован самый значительный спад экономической активности с мая 2020 года. Композитный индекс менеджеров по закупкам (PMI), рассчитываемый Гамбургским коммерческим банком, за месяц снизился с 48,5 до 44,7 пункта и тем самым упал до 39-месячного минимума. Здесь, как и в случае с Китаем, происходит снижение эффективности прежних стратегий развития. Падение происходит в первую очередь за счет сферы услуг и торговли. "Торговля больше не является сильным и устойчивым драйвером роста немецкой экономики, как раньше, а является, скорее, препятствием", – заявил, в частности, руководитель отдела глобальных макроисследований и главный экономист ING Карстен Бжески.

В итоге, по оценкам Международного валютного фонда, в нынешнем году Германия может стать единственной страной G7, в которой произойдет сокращение ВВП.

В свою очередь, во Франции в прошедшем августе был отмечен 30-месячный минимум PMI в сфере услуг, который снизился до 46,7 пункта (против 47,1 пункта в июле). В целом в еврозоне экономическая активность в августе снизилась до минимума за последние 33 месяца. Безусловно, данный фактор негативно влияет на спрос на энергоресурсы и играет против роста нефтяных котировок.

Кроме того, влияние на цены оказывает и статистика по коммерческим запасам нефти в Соединенных Штатах, хотя и здесь тренды не вполне ясны. Согласно данным Минэнерго США, запасы нефти в стране за неделю, завершившуюся 1 сентября, сократились на 6,3 млн барр., до 416,6 млн барр. Это существенно выше прогноза (–2,1 млн барр.), но меньше, чем отбор запасов неделей ранее (10,6 млн барр. за 19–25 августа). Поэтому и реакция биржевых экспертов на эту информацию оказалась не слишком последовательной: так, ряд аналитиков объяснили данными из США некоторое снижение стоимости нефти в четверг (статистика была обнародована как раз в ночь на 7 августа), но другие наблюдатели ровно тем же обстоятельством объяснили и корректировку вверх цен на следующий день, в пятницу 8 сентября.

Действительно, такое расхождение в оценках понять можно. С одной стороны, быстрое сокращение запасов в США свидетельствует о неплохом аппетите со стороны американской экономики, что может служить фактором повышения котировок. С другой стороны, отсутствие пополнения запасов – примета того, что американские власти и частные компании все же ждут "дешевого барреля", то есть не очень-то верят в дальнейший рост цен на нефть, а скорее склонны рассчитывать на их падение (в том числе и в силу не самых благоприятных перспектив собственной экономики).

Риски как опора котировок

Таким образом, риски со стороны спроса остаются достаточно высокими. Поэтому Россия и Саудовская Аравия, а также альянс ОПЕК+ в целом стремятся плотно контролировать ситуацию и за счет продления сокращения добычи ограничивают предложение. По сути, сегодня все козырные карты – на руках у ключевых производителей, и они будут стремиться к достижению своей стратегической цели, то есть к поддержанию стоимости барреля на уровне около $90 с возможными всплесками до $100. Но вряд ли стоит ожидать цен выше $100, так как это привело бы к негативному влиянию на спрос, к его стагнации, а значит, к очередному падению котировок.

Но только ли усилия Москвы и Эр-Рияда поддерживают нефтяные котировки на фоне достаточно шаткого спроса? Уже достаточно давно в экспертных кругах бродит тезис об "уходе политики из нефтяной сферы". Речь идет о том, что вопреки росту геополитической напряженности рынок перестал бурно реагировать на политические события разного масштаба, которые в былые времена приводили к стремительному спекулятивному всплеску (или, наоборот, обвалу) котировок. И одновременно с этим повысилась роль экономических факторов, то есть все того же баланса спроса и предложения.

Яркие примеры тому мы видели совсем недавно. Вслед за событиями в Нигере, которые ИнфоТЭК уже анализировал, произошел военный переворот в еще одной африканской стране – Габоне. В отличии от Нигера она является относительно крупным производителем нефти, обеспечивает около 1% поставок на мировой рынок и даже входит в ОПЕК. Вроде бы 1% – это не так много, но в прежние времена угроза потери таких объемов неизбежно бы привела к серьезному скачку котировок, биржевые "быки" не упустили бы своего шанса заработать.

Еще один пример – остановка 7 сентября американскими ВМС иранского нефтяного танкера, привозившего 1 млн барр. нефти в Китай. Покушение на важнейший канал снабжения сырьем крупнейшей мировой экономики – чем не повод для разгона нефтяных котировок? Но биржа практически не прореагировала на такой информационный повод.

О чем это свидетельствует? Думается, не о том, что геополитические риски недооцениваются и не отражаются на нефтяных ценах. Скорее, наоборот. Они уже прочно заложены в котировки. В самом деле, зачем "сто раз вставать", если подобные сюрпризы происходят чуть ли не каждый день? И данные риски даже в условиях ослабления спроса не дадут нефти сколь-нибудь значительно просесть.

Об авторе

Валерий Андрианов
Валерий Андрианов
Доцент финансового университета при Правительстве РФ
Все статьи автора

Аналитика на тему