Конец Brent как эталонной цены на нефть. Что дальше?
Какой урок ОАЭ преподнесли российской нефти ВСТО

На фоне текущих событий не проходит и дня, чтобы не появлялась новостная и аналитическая информация о цене на нефть – выступления американского президента Дональда Трампа, объявления новых санкционных пакетов направленных против нефтегазового сектора России (и в первую очередь против экспорта нефти и доходов от продажи нефти), роль так называемого "теневого флота" и множество других событий оказывают непосредственное влияние на ее цену и становятся предметом обсуждений и дискуссий в различных СМИ и отраслевых каналах. При этом в таком информационном водовороте как правило обсуждаются политический или геополитический (как сейчас принято говорить) фактор и практически не затрагиваются фундаментальные рыночные механизмы. Одним из них является механизм ценообразования на физическом (спотовом) рынке нефти, который сформировался несколько десятилетий назад и продолжает эволюционировать.
Brent теряет позиции
Цена на российские экспортные сорта нефти (Urals и ESPO) по сложившейся мировой практике формируется через маркерные сорта нефти или так называемые нефтяные бенчмарки Brent и Dubai соответственно. Из них Brent – это зрелый, даже можно сказать "возрастной" эталон, его состояние вызывает много вопросов у профессиональных участников нефтяного рынка.
Десятилетиями датированная нефть марки Brent служила ценовым ориентиром для всей мировой нефтяной индустрии, но за последние годы этот североморский сорт практически растворился в корзине нефтей по которым продолжает определяться котировка на Северном море. В 2025 году статистика показывает, что более 70% физических баррелей нефти теперь оцениваются без учета Brent.
Почему эталон Brent теряет позиции.
Первая причина фундаментальная – сокращение ресурсной базы. Историческое британское месторождение нефти марки Brent приближается к нулевому дебиту.
Из-за потери объемов и соответственно рыночной ликвидности сорта Brent мировые ценовые агентства Argus Media и S&P Platts в свой оценке стоимости североморского эталона в последние годы вынуждены были поэтапно включать в североморскую корзину новые сорта (Forties, Oseberg, Ekofisk, Troll), а с недавнего времени в методику оценки был включен еще и американский экспортный сорт WTI Midland, который активно вытесняет из европейской корзины как местные смеси, так и российский Urals. Спрос в Европе слабеет.
На рынке объем североморской нефти составляет около 1,5–2 млн баррелей в сутки (это менее 2% мирового предложения).
Dubai / ESPO
Второй фактор – это изменение потоков нефти и явное доминирование Азии в формировании спроса. Более 35 млн баррелей в сутки приходится на спрос к востоку от Суэца. В новой рыночной ситуации для трейдеров Brent (или "североморский датированный", North Sea Dated) – это слишком длинный и дорогостоящий маршрут, чтобы по нему рассчитывать дифференциал на другие сорта.
В механизмах ценообразования все активнее используются ближневосточные смеси, такие как Dubai, Murban и российский ESPO (ВСТО). Именно они и задают тон на формирующемся новом рынке.
И третий фактор – санкции, тарифы Трампа и в целом геополитика продолжают менять потоки нефти. Например, практически все объемы российского экспортного сорта Urals направляются в Индию и другие рынки глобального Юга, а не на европейский рынок. Соответственно цена Urals все меньше привязана к некогда маркерному североморскому сорту Brent.
Трейдеры оценивают российские поставки в Азию теперь все больше по паре Dubai/ESPO, чем по Brent/Urals. Также, производители африканских сортов нефти (например, Ангола и Нигерия) осуществляют клиринг при поставках нефти в Китай и Индию на основе котировки Dubai.
Новые эталоны
В этой связи хотелось бы выделить динамику развития новых ценовых эталонов в странах Персидского залива, которые находят новые способы монетизации своих углеводородных ресурсов – причем через развитие новых ценовых механизмов.
Четыре года назад Объединенные Арабские Эмираты начали торги своей нефтью марки Murban, которая уже сейчас конкурирует с глобальными маркерными сортами Brent и WTI. Абу-Даби запустил свой фьючерсный контракт на нефть марки Murban – этот контракт торгуется на новой нефтяной бирже ICE Futures Abu Dhabi (IFAD).
Нефть сорта Murban — легкая малосернистая нефть с содержанием серы 0,78% и плотностью 39,9 градусов API.
Murban поставляется по трубопроводу, принадлежащему ADNOC (Национальная нефтяная компания Абу-Даби), который транспортирует нефть с нефтяных месторождений Хабшан и нефтехранилища Джебель-Дханна в Фуджейру, обеспечивая экспортный маршрут за пределами Ормузского пролива. Этот трубопровод, также известный как Абу-Дабийский нефтепровод (ADCOP), обеспечивает физическую поставку нового сорта нефти на экспорт.
ADNOC строит в Фуджейре огромное подземное хранилище нефти, вмещающее 42 миллиона баррелей в трех пещерах.
Торговля фьючерсами на нефть марки Murban в 2024 году резко активизировалась, устанавливая рекорды квартал за кварталом. Только во втором квартале объемы достигли 1,5 миллиарда баррелей.
В странах Юго-Восточной Азии и в Восточной Африке проводят тендеры на закупки нефти по формуле "Dubai плюс премия", "Murban минус дифференциал (скидка)". На физическом рынке нефти именно эти ценовые механизмы становятся доминирующими в спотовых сделках.
Подобная динамика могла бы послужить хорошим примером для российских производителей и экспортеров нефти, особенно на восточном направлении. В то время как экспорт российской нефти марки Urals на Запад становится историей, поставки на восточном направлении активно растут, смесь ESPO (ВСТО) могла бы при определенной поддержке и скоординированных действий производителей, экспортеров, трубопроводной монополии, биржевиков и регуляторов стать как региональным, так и международным ценовым эталоном на формирующемся новом рынке.