Интересно, если перенести героев Некрасова в наши дни, то какие бы версии они выдвинули по поводу того, кому "на Руси жить хорошо". Впрочем, догадаться не трудно, поскольку, увы, обыденное сознание – что в XIX веке, что сегодня – очень часто отражает не реальную действительность, а прочно закрепившиеся мифы. Один из таких мифов упорно навязывает обществу ложное представление о том, что больше всех "жируют" якобы "нефтяники", некие мифические "нефтяные олигархи" (при том, что большая часть нефтяной отрасли находится в государственной собственности). Впрочем, народные мифы – это зона интереса фольклористов, но беда в том, что эту легенду упорно поддерживают и пестуют отечественные финансовые власти…
Полигон фискальных экспериментов
Один из ярких примеров такого мифотворчества – появившаяся в прошлую пятницу информация о том, что Центральный банк России считает возможным в очередной раз повысить налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль. Сделать это предлагается под благовидным предлогом – для сохранения действия бюджетного правила и перехода к постепенному накоплению средств в ФНБ.
С одной стороны, это сообщение не выглядит сенсационным и неожиданным. Наоборот, усиление налогового пресса для нефтяников – это уже набившая оскомину банальность. В результате принятых только в июле 2023 года изменений (сокращение на 50% размера топливного демпфера и рост нагрузки на нефтедобычу) общая сумма изъятий из отрасли за 2023-2026 годы составит 1 трлн рублей.
Традиционно "нефтянка" стала полигоном для разработки и внедрения различных налоговых новшеств, только для нее в нашей стране предусмотрена реально действующая система изъятия дополнительных доходов. То есть при улучшении макроэкономических условий и росте доходов пропорционально увеличиваются и выплаты нефтяных компаний в бюджет – благодаря механизмам расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход (НДД). При этом все другие отрасли платят только налог на прибыль и налог на имущество. Для добывающих компаний, конечно, действует НДПИ, но в отраслях кроме нефтяной, его размер практически не связан с получаемым доходом от добычи. Никаких механизмов изъятия сверхдоходов для них не существует (об этом мы еще поговорим).
С другой стороны, возникают обстоятельства, которые не позволяют относиться к сообщению Центробанка лишь как к анонсированию очередного "фискального побора" – мол, одним больше, одним меньше, какая разница. Да, нефтяной отрасли не впервой играть роль локомотива экономики и бюджетной системы. Напомним, по итогам 2023 года доходы федерального бюджета РФ запланированы на уровне 26,13 трлн рублей, расходы – 29,055 трлн рублей. При этом треть из них приходится на поступления за счет нефтегазовой отрасли. Однако в текущей ситуации правильным было бы рассмотреть нефтяную и газовую промышленности по отдельности. Есть основания полагать, что пределы возможностей "нефтянки" уже достигнуты, она основательно "выжата" финансовыми властями и дальнейшее затягивание "фискальной удавки" для нее смертельно опасно.
Сегодня налоговая нагрузка (доля налогов в финансовом результате) на нефтяную отрасль является самой высокой в российской экономике – 78%. То есть менее четверти доходов правительство оставляет ей на развитие. А ведь перед нефтяниками стоят серьезные вызовы, связанные с усилением внешнего санкционного давления на нашу страну. Необходимо создавать новые логистические объекты и маршруты, осуществлять импортозамещение и т.д. Все это требует огромных инвестиций и, в идеале, поддержки со стороны государства. Хотелось бы, чтобы власти помогали не только словом, но и делом, в том числе и путем создания стимулирующих налоговых механизмов. Пока же предприятия отрасли держатся на плаву и обеспечивают поступления в бюджет не благодаря, а вопреки государственной политике – за счет мероприятий по повышению эффективности, жесткого контроля над расходами и т.д. Но такая экономия на расходах имеет свои пределы и можно смело утверждать, что он уже достигнут.
Причем помимо тяжести налоговой нагрузки инвестиционный процесс в отрасли тормозится в силу абсолютной непредсказуемости фискальной системы. Так, в период с 2020 по 2023 годы в российское налоговое законодательство было внесено 26 изменений ключевых параметров, приводящих к увеличению фискального давления на нефтяную отрасль. Подобная чехарда без сомнения мешает нефтянке нормально функционировать. Как компаниям планировать инвестиции, развивать проекты, если в любой момент и так высокая нагрузка может быть в очередной раз увеличена?
Налоговый Эльдорадо
Итак, из списка тех, "кому на Руси жить хорошо", нефтяников можно исключать. Кто же в нем останется? Такие претенденты есть, хотя им до сих пор удается успешно "маскироваться" и не попадать в поле зрения широкой общественности и, увы, фискальных властей.
Сегодня в ряде отраслей действует гораздо более низкая налоговая нагрузка, чем в "нефтянке". Так, для предприятий электроэнергетики она составляет 42%, горнорудной и металлургической отрасли – 46%, компаний, предоставляющих услуги связи и доступ в Интернет, – 48%, для сектора добычи алмазов и драгоценных металлов – 49%.
А лучше всех на Руси живут производители минеральных удобрений (нагрузка – 26%), компаниям угольной отрасли и финансового сектора (29%).
По расчетам ИнфоТЭК, если налоговую нагрузку в указанных отраслях сравнять с нагрузкой для нефтяников (то есть довести ее до 78%), то финансовый сектор только за 2022 год мог бы дополнительно дать бюджету РФ более 1,7 трлн рублей, предприятия угольной, горнорудной и металлургической отрасли, а также производители минеральных удобрений – суммарно около 1,62 трлн рублей, электроэнергетика и трубопроводная транспортировка нефти – примерно 500 млрд рублей. Еще около 150 млрд рублей могли бы принести предприятия алмазного сектора и услуг связи и интернета. То есть совокупно российская казна могла бы пополняться на 4 трлн рублей в год.
В нашей стране много говорят о необходимости увеличения ненефтегазовых доходов бюджета. Но не очень понятно, что мешает сделать это на практике – доходы есть, осталось протянуть руку и взять. Конечно, "счастья" у упомянутых отраслей поубавилось бы, но зато и справедливость была бы восстановлена и угрозы дефицита федерального бюджета больше бы не возникало. Но Минфин по-прежнему предпочитает "выжимать" нефтяников.
Рассмотрим только пару наиболее ярких примеров. Так, в 2021 году Сбер получил максимальную в своей истории прибыль – 1,2 трлн рублей. Для сравнения, прибыль "Роснефти" в том же году составила 883 млрд рублей, а у "Лукойла" и "Газпром нефти" она в совокупности равнялась 1,3 трлн. Прибыль крупнейшего отечественного банка за первое полугодие нынешнего года уже почти на 20% выше, чем за аналогичный период 2021 года – 740 млрд рублей. Причем ее источником являются не инвестиции и не какая-либо производственная деятельность, а чистые процентные доходы. Начиная с 2016 года этот показатель у Сбера не опускается ниже 5%, в то время как для западных банков даже уровень в 1,5% считается сверхприбылью. Неужели наше население и промышленность настолько богаче западных, что из них можно выжимать такой процент? Но государство пока это позволяет и не мешает Сберу вести сладкую жизнь рантье.
Еще одна отрасль, которой жить хорошо, – строительная индустрия. Она в 2022 году стала безусловным лидером российского рынка по динамике своих финансовых показателей. По данным Росстата, в 2022 году сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций строительного сектора вырос в 2,3 раза, до 566 млрд рублей. Секрет прост: ипотечные субсидии из федерального бюджета привели к стремительному росту цен на недвижимость и, следовательно, к кратному увеличению рентабельности деятельности застройщиков. То есть источник доходов все тот же – население страны. При этом строительный сектор, в отличие от нефтяного, не испытывает санкционного давления со стороны недружественных стран.
Счастливые "соседи"
Впрочем, что тут говорить о других отраслях, если у нефтянки есть и свои "счастливые соседи" – сферы ТЭК, где уровень фискальных изъятий значительно меньше, чем в нефтяной промышленности. Мы часто слышим о росте или сокращении "нефтегазовых доходов", но этот термин очень сомнительный, поскольку нефтяной и газовый сектора имеют различную налоговую нагрузку и, соответственно, вклад в доходную часть бюджета страны. Так, нагрузка на газовиков сегодня составляет 69% против 78% у нефтяников. А сокращение добычи и экспорта газа, происходящее за последние полтора года, приводит к уменьшению поступлений в бюджет от газовой отрасли. Таким образом, нефтяникам приходится де-факто в одиночку вывозить груз "нефтегазовых доходов". Это хотя и почетно, но чревато негативными последствиями для отрасли, поскольку на фоне устойчивых бюджетных поступлений от НГК уже многократно упомянутые финансовые власти стремятся усилить фискальный пресс именно для нефтяников.
Между тем, тот же "Газпром" обладает рядом существенных налоговых преференций и даже распространяет их на свою "нефтяную дочку" – "Газпром нефть". Она пользуется льготами независимого производителя газа и одновременно имеет такой же доступ к трубе, как и материнская структура, да еще и получает от нее самые лакомые и перспективные месторождения.
Впрочем, есть компании из сферы ТЭК, которым жить еще лучше, чем "Газпрому". Так, у "Транснефти" уровень налоговой нагрузки составляет лишь 46%. Маржа по EBITDA у нефтяников достигла 22%, у "Газпрома" – "скромные" 35%, а у "Транснефти" – 53%. Бинго! Вот кому на Руси жить хорошо!
На конец сентября 2021 года (последняя дата публичной отчетности компании) общие денежные поступления "Транснефти" составили 593 млрд рублей. Чуть менее половины этой суммы (265 млрд) пришлось на доход от продажи ценных бумаг и закрытие депозитов. Еще любопытнее выглядят статьи расходов "Транснефти". Капитальные вложения – 128 млрд рублей, покупка ценных бумаг и размещение средств на депозитах – 310 млрд рублей. Думается, "вслепую" сложно было бы угадать, компания какой отрасли может продемонстрировать такие результаты – больше похоже на очередной банк-рантье, а не на монополиста в важнейшей производственной сфере. А как же инвестиционные программы, новые проекты? У нас избыток трубопроводов и все они в отличном состоянии, поэтому не надо вкладывать средства в их развитие и модернизацию? Если так, то прекрасно – компании тогда стоит поделиться своими доходами с бюджетом, а не крутить деньги на финансовом рынке….
Особую пикантность финансовым показателям "Транснефти" за последние годы придают данные по индексации транспортных тарифов монополии. За три года (с 2020 по 2022 год) стоимость транспортировки нефти увеличилась на 11,7%. Если данный показатель в нынешнем году вырастет, как прогнозируется, на 6%, то в целом за четыре года (с 2020 по 2023-й) прирост составит уже 18,4%. Вот оно – Эльдорадо.
***
Таким образом, из вышесказанного становится очевидно: России необходимо комплексное изменение системы налогообложения в высокодоходных отраслях экономики путем выравнивания налоговой нагрузки. Только таким путем можно обеспечить эффективность использования бюджетных средств, справедливость распределения субсидий в экономике и, в итоге, снизить (или полностью ликвидировать) дефицит федерального бюджета.