Инновационное развитие через импортозамещение
Как санкционное давление ускорило развитие нефтегазовой отрасли

В своем недавнем интервью министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил, что "санкции Запада мы сделали преимуществом — ответом стали наши собственные уникальные технологии и оборудование". По его данным, их доля в отраслях нефтегазового комплекса превышает 90%, и до 98% — в "Транснефти", а "порядка 1800 из 2000 ключевых позиций в ТЭК — полностью российские технологии, созданные по отечественным стандартам". Развивать масштабный нефтепроводный комплекс страны для нужд нефтяного бизнеса и реализовывать крупные инфраструктурные проекты стратегического значения вполне можно с опорой на отечественные технологические решения. Вопрос стал еще более актуальным с началом прокси-войны Запада против России с 2014 года (возвращение Крыма в состав России) и особенно интенсивно после 2022 года. Соответственно, импортозамещение само по себе стало задачей, сравнимой по важности со строительством новых крупных экспортных мощностей.
Технологический суверенитет и технологическое лидерство
Опора на собственные технологические мощности дает возможность не просто решать задачу достижения меньшей зависимости от импорта как управленческо-корпоративного решения. Это еще и важный шаг в стратегическом и политическом смысле – у внешних контрагентов исчезают возможности шантажировать и отдельные компании, и страну в целом сокращением своего технологического трансфера.
Напомним, что первые же санкционные пакеты ЕС (да и санкционные меры США) предполагали в том числе ограничения на поставки оборудования для нефтегазовой отрасли. Ранее по подобной схеме пытались "учить демократии" Иран и еще ряд стран, ставя в фокус удар по функционированию местного ТЭК.
Технологический суверенитет открывает дорогу к куда более независимому поведению не только стратегически важных компаний, но и всей страны, открывая дорогу к решению общегосударственных задач. К примеру, одна из таких задач сегодня – адаптация к ухудшающемуся качеству запасов углеводородного сырья. Притом с этой проблемой сталкивается не только Россия, а вся глобальная нефтегазовая отрасль. По словам Сергея Цивилева, в мире растет доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), при этом из 31 млрд т общих запасов в России лишь "около половины" являются рентабельными – из-за существенной доли ТРИЗ. "В 2024 году в общем объеме добычи она составила около 60%, – отметил министр энергетики. – Если говорить о вкладе нефтегазовой отрасли в развитие технологий и поиск новых рынков сбыта, нам требуется активизировать геологоразведку, внедрить новые технологии".
При этом не всегда речь идет о необходимости безусловного и безальтернативного использования только и исключительно отечественных технологий, которым нет альтернативы в стране ("технологический суверенитет"). Зачастую решением может и "технологическое лидерство", когда преимущественный объем технологических решений является отечественным, но не исключается и некоторая доля импорта, а также кооперация с дружественными странами, которые при определенных обстоятельствах могут быть и реципиентами отечественных решений.
Программа импортозамещения "Транснефти" как важного игрока нефтяного рынка нашей страны и оператора экспортных мощностей (но зачастую упускаемого из внимания широкой общественности) является одной из важнейшей составляющей усилий российского ТЭК в борьбе за технологический суверенитет и технологическое лидерство.
Больше десятилетия
Хотя начальные шаги по импортозамещению "Транснефти" начались до 2014 года, именно к 2014 году относится разработка программы замещения отечественными разработками двадцати шести видов оборудования, которые раньше закупались за рубежом.
Ключевыми позициями в номенклатуре данного оборудования были магистральные насосы и двигатели к ним. Масштаб и амбициозность программы импортозамещения позволил компании назвать ее "Импортозамещение 2.0" (Программа обеспечения технологической независимости при отсутствии поставок продукции иностранного производства).
Полноценная комплексная пятилетняя программа по импортозамещению "Транснефти" стартовала в 2017 году, вторая, соответственно, с 2022 года. К концу реализации второй пятилетней программы – к 2027 году – уровень импортозамещения должен вплотную приблизиться к 100%.
Компания реализует как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, так и масштабные инновационные проекты, позволяющие на практике реализовать потенциал проведенных НИОКР. Компания делает это и самостоятельно, и в сотрудничестве с российскими поставщиками и смежными отраслями.
Ярким примером являются два созданных при участии "Транснефти" завода в Челябинске по производству оборудования для нефтетранспортной отрасли. Речь идет о предприятиях "Транснефть Нефтяные Насосы" (ТНН) и "Русские электрические двигатели" (РЭД).
Благодаря им Россия перестала быть зависимой от импорта части оборудования для магистральных нефтепроводов. Кроме того, взамен ключевых противотурбулентных присадок, которые приобретались у американских компаний, "Транснефть" сейчас использует собственные присадки, изготавливаемые в Татарстане.
Компании удалось избавиться от необходимости закупать зарубежные трубы, металлоконструкции, запорную и регулирующую арматуру, кабели, электроприводы, трансформаторные подстанции, системы пожаротушения, резервуарное оборудование.
На передовой
Как это привычно для России, и не только для нужд ТЭК, особые сложности возникли с микроэлектроникой, но и они постепенно решаются, в том числе на базе предприятий ТОМЗЭЛ и "Транснефть – Диаскан". Также проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения в период до 2026 года (по итогам 2024 года доля расходов "Транснефти" на закупку отечественного программного обеспечения и связанных с ним работ составила более 85% от общего объема закупок программного обеспечения и связанных услуг).
А некоторые виды освоенной продукции вообще оказались на передовой современного мира уровня науки. В том числе это касается роботизированной установки лазерной наплавки и закалки, которая позволяет увеличивать прочность валов роторов (таких установок всего несколько во всем мире). Подобная техника помогает решает задачи уже технологического лидерства и вывода российской продукции на мировые рынки. Так, на предприятиях "Транснефти" теперь используется машина безогневой резки труб "Волжанка-4", прямого аналога которой не существует. Список передового оборудования включает в себя также синхронный взрывозащищенный электродвигатель, магистральный и подпорный насосы, измерительно-вычислительный комплекс и многие другие.
По мере развития и масштабирования производства подобные машины будут находить спрос за рубежом – и это яркая иллюстрация того, как импортозамещение, пусть вынужденное и подстегнутое санкциями, в итоге приводит к консолидации усилий и выходу на рубежи не просто "самообеспечения", но и создания производств с потенциалом экспорта наукоемких товаров с повышенным уровнем добавленной стоимости.
Затраты "Транснефти" на импортозамещение должны составить более 200 млрд рублей, и еще даже до конца второй пятилетки компания отмечает достигнутый уровень импортозамещения в 97,7% или даже выше. По сути, речь идет о вкладе в общее импортозамещение всей топливно-энергетической отрасли страны, результаты которого налицо. Если в 2014 году импортозависимость всей нефтегазовой отрасли оценивалась на уровне 80%, то на сегодня этот показатель в два раза ниже. Что еще важнее, возникают новые перспективные точки роста и для ТЭК, и смежных отраслей экономики.