Собственно, то, о чем давно говорили большевики, точнее, независимые АЗС и трейдеры совершилось — введен запрет на экспорт бензина и дизтоплива для насыщения внутреннего рынка. К сожалению, многонедельные увещевания профильных регуляторов о необходимости увеличения поставок на российский рынок значительного результата не принесли, и пришлось прибегать к крайним мерам.
Лето этого года стало одним из самых сложных для рынка нефтепродуктов. В начале года вступил в силу запрет западных стран на импорт нефтепродуктов, начала меняться логистика поставок с запада на восток. Аналогично нефтепродуктам попали в ситуацию переориентирования многие отрасли промышленности — и уголь, и металлы и т. д. Одновременно возникли проблемы с доставкой топлива по железной дороге — не выдерживались сроки, длительность отгрузок выросла до нескольких месяцев. Все это стало непосредственно влиять на оптовую цену нефтепродуктов в России — их не хватало на местах, потребители приобретали больше в надежде на скорую доставку, однако еще больше товаров задерживалось в пути.
Одним из значимых факторов влияния на оптовую биржевую цену в России стало падение курса рубля – из-за этого привлекательность экспорта значительно выросла. Так, в Европе рублевый эквивалент стоимости бензина и дизельного топлива достиг 200 рублей за литр. При таких ценах экспорт стал целью многих участников рынка.
Мы смотрели на радостные заголовки СМИ — новые рынки открывались для наших нефтепродуктов. Топливо уезжало в Бразилию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Афганистан — везде, куда только можно в нынешних реалиях. Несмотря на введенную в начале года пошлину для непроизводителей, экспорт с нефтебаз и мини-НПЗ товарного продукта, субсидируемого для внутреннего рынка, тоже значительно вырос. И это на фоне растущих затрат независимых на выросшую кредитную ставку, огромное количество товаров в пути и стоимость нефтепродуктов, которая превышала ценники на АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний на несколько рублей.
Итогом стало периодическое закрытие колонок то с одним бензином, то с другим, то с дизтопливом. В некоторых регионах независимые АЗС стали закрываться, не выдержав значительного превышения оптовых цен над розничными. И все чаще стали раздаваться голоса если не о корректировке демпфера, то, по крайней мере, о введении экспортной пошлины.
Итогом двухмесячного марафона по поиску виновных стало введение запрета на экспорт товарных бензинов и дизельного топлива. Можно сколь угодно спорить о том, насколько выгодна или нет данная мера — но всего за два торговых дня она позволила решить вопрос с ценами на топливо, спровоцировав их падение на биржевом рынке на 10-15% по разным товарным позициям. В пятницу, 22 сентября, во время торгов на Санкт-Петербургской бирже цена тонны АИ-92 снизилась на 9,63%, АИ-95 – на 10,76%, а дизеля – на 14,52%.
Вздохнули с облегчением сельхозпроизводители, которым предлагали поставки дизеля по 120 000 – 130 000 рублей за тонну. Начали прикидывать, сколько месяцев до прибыли осталось независимым АЗС — по их прикидкам, еще 1,5 месяца они будут нести убытки от каждого проданного литра.
В целом, для внутреннего рынка – хорошо. Есть надежда, что в ближайшие недели ситуация станет еще лучше, и цены упадут еще ниже.
Что нужно сделать, чтоб было хорошо постоянно – об этом регуляторы еще совещаются. Запрет является временным, но срок его не определен, что означает активную работу в профильных министерствах по дальнейшей судьбе нефтянки.
Что нужно было делать — об этом я давно говорил. Текущие нормы реализации топлива на бирже слишком малы. Например, большинство вертикально-интегрированных компаний реализуют минимально необходимый объем топлива. За образец, однако, нужно брать "Роснефть" – если можно продавать до 23% бензина или дизеля на бирже, как делает эта компания, значит, эти показатели и должны быть зафиксированы на этом уровне. Не 10-13%, а 25, 30, 35% – внутренний рынок должен быть насыщен в первую очередь.
Поэтому сейчас приоритетность поставок на внутренний рынок должна быть обеспечена максимально быстро. Особенно перед зимним сезоном, когда понадобятся значительные объемы зимнего дизельного топлива, а до этого осталось уже чуть больше месяца. Ответ на вопрос, может ли быть насыщен внутренний рынок без запрета экспорта, — однозначный, скорее всего, нет.
Так что, несмотря на экспортные аппетиты, нам нужен приоритет собственной экономики. Рост объемов и глубины переработки, новые НПЗ, расширение транспортировки по трубопроводному транспорту на внутренний рынок, увеличение перевозок водным транспортом. А экспорт может и подождать. Не навсегда, а на время.